Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


15.12.2017 Задания и решения региональных и заключительных этапов Всероссийской олимпиады для подготовки12.12.2017 ВундерПермь: откуда берутся победители международных олимпиад07.12.2017 Олимпиада по праву: меньше простых заданий и больше сложных01.12.2017 Представление сборной России. Международная естественно-научная олимпиада01.12.2017 Лайфхаки от призера Всероссийской олимпиады школьников по физике29.11.2017 Как изменится региональный этап всероса по литературе24.11.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по информатике23.11.2017 10 лайфхаков по немецкому языку от победителя Всероссийской олимпиады22.11.2017 10 лайфхаков от призера Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре22.11.2017 Андрей Станкевич: «Многие победители проявляют себя только в старших классах»
все регионы | Математика05 октября 2014 20:00

Осенний Олимп: «Поздравьте детей с праздником!»

По традиции в сентябре проводится необычное мероприятие – «Математический конкурс для школьников: решение старых и старинных задач и головоломок на приз Большого кованого гвоздя» или Осенний Олимп. Это конкурс по математике для 1-7 классов. О том, что же это за «старые и старинные задачи» и при чем тут гвоздь, корреспонденту «Olimpiada.ru» рассказала Татьяна Петровна Зорина – главный идеолог и создатель Осеннего Олимпа (и не только его). Итак, обо всем по порядку.

Старые и старинные задачи

Сначала разберемся с названием. Формулировка «старые и старинные» соотносится с основными целями конкурса. «Большинство детей считает, что математика как наука образовалась совсем недавно. Может они и знают о существовании Пифагора, но о том, что в те далекие времена кого-то обучали и тем более, решали задачки, никто даже не догадывается», - отмечает Татьяна Петровна. Таким образом, дети знакомятся не только с историей математики, но и решают задачи, придуманные много веков назад.

«Гвоздь программы»

Наверно главный вопрос, волнующий почти всех, кто первый раз слышит об этом конкурсе – почему все-таки гвоздь?! Идея очень проста - для ощущения полноты праздника школьник должен унести с собой что-нибудь осязаемое. Родители отмечают, что сфотографировать счастливого ребенка, держащего в руках честно заработанный приз, дорогого стоит.

С призом для Осеннего Олимпа пришлось поломать голову. Решение пришло неожиданно. «Снимала я раньше помещение под склад и там хранилось два больших ведра кованных гвоздей. Собирала я их на месте бывшей деревни, где построили ГЭС и разлилась Волга. Все дома исчезли, а осталось только то, что их держало», - рассказала Татьяна Петровна. Точно так же происходит и с задачами: содержание может быть разным, но идея одна. Если человек решил задание сам, то впоследствии сможет применить этот способ ко всем задачам такого типа.

Все продумано до мелочей

Гвозди теперь приходится заказывать, потому что там, где их брала Татьяна Петровна раньше, они закончились. В рамки их оформляют самостоятельно. Хорошо еще, что нет недостатка в помощниках. Организуются своего рода «Посиделки по пришиванию гвоздей». Некоторые дети командируют своих бабушек, если мама и папа работают.

Конкурс год от года набирает обороты, и в этот раз в Осеннем Олимпе приняли участие порядка 4000 школьников.

Как ни странно, чтобы организовать такое масштабное мероприятие не нужно много людей. Изначально этим занимались всего три человека, а сейчас порядка тридцати. За прошедшие годы удалось наработать базу задач, поэтому на всю подготовку уходит около недели.

Что бы вы ни организовывали, всегда нужно уделять внимание, казалось бы, незначительным деталям. Осенний Олимп в этом плане – образцовое мероприятие. Например, для того, чтобы дети не нервничали во время выступления, увидев то, что пишет проверяющий, используется довольно хитрая и необычная система оценивания. Ставится двузначное число, где порядок единиц говорит о номере попытки, а порядок десятков о балле. В зачет идет вторая попытка, ну и, конечно, учитывается общее количество попыток. Кроме того, всех участников 1 и 2 класса опрашивают устно. Ребенок учится говорить и обосновывать свое решение.

 «Поздравьте детей с праздником!»

В инструкции для тех, кто проводит Осенний  Олимп, первым пунктом стоит следующее: «Поздравьте детей с праздником!» Когда перед зданием многолюдно, ребенок понимает, что его не просто привели контрольную решить и видит, как много его сверстников тоже интересуются математикой. «Если школьника интенсивно «кормить» в начальных классах математикой, навязывать спортивный интерес, как это происходит в 10-11 классах, то он к 7 классу просто сломается», - считает Татьяна Петровна. Организовывать олимпиаду для малышей – нелегкая задача. Нужно понимать, что ребенок, который не станет победителем, не должен опускать руки, а те, кто выиграл – не зазнались.

Осенний Олимп  – это возможность создать мотивацию у детей заниматься математикой и показать, что это может быть интересно. Детям нравятся условия задач, сюжет. «Когда они читают в учебнике задачу про условные «бригады» или решают 7-10 однотипных примеров, на них прямо тоска находит», - говорит Татьяна Петровна.

Организаторам на заметку

Стоит обратить внимание организаторов других школьных мероприятий на то, как устроена система контроля на Осеннем Олимпе. В целом можно охарактеризовать ее как очень строгую. Родители остаются на улице, а в школах, где проводятся соревнования, есть 2 входа – пожарный и центральный (на противоположных концах). В первый запускают участников, и по ближайшей лестнице их провожают дежурные, а во второй - выводят, чтобы не было столпотворения. Если ребенок приехал один, то на выходе есть специальные люди, которые дозваниваются до родителей и спрашивают можно ли отпустить его без сопровождения взрослых.

Еще одна, на первый взгляд маловажная проблема, которой зачастую не уделяется должного внимания – достаточное количество съестного. На Осеннем Олимпе кормят много и хорошо, как детей, так и самих организаторов. «Олимпиаду проводить и проверять должны счастливые люди, а если они голодные, то о чем может идти речь?!» - в этом мы с Татьяной Петровной сошлись во мнениях. Есть даже специальный человек по снабжению едой на олимпиадах (в жизни он, кстати, директор одного из пищевых концернов).

Ни дня без математики

Татьяна Петровна не останавливает свою просветительскую деятельность даже летом. Организовываются выездные лагеря: «Берендеевы поляны» и «Алые паруса». В первом из них проводится Турнир матбоев им. А. П. Савина – это уже для старших школьников. А вот у себя в школе Татьяна Петровна проводит матбои начиная с третьего класса. Неплохая тренировка для малышей.

А вообще, как сказала Татьяна Петровна в конце нашего разговора, сейчас концепция всех олимпиад и выездных школ немного изменилась. Однажды кто-то пошутил: «Все эти мероприятия – хороший способ собрать 30 друзей вместе. Единственное, что для этого нужно – некий антураж – несколько тысяч маленьких детей».

Осенний Олимп уже прошел, но те, кто на него не попал, могут посетить его аналог – Весенний Олимп. Вся информация будет со временем доступна на нашем сайте.

 Максим Гончаров

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Максим Гончаров

Публикации автора


27.09.2017 Все изменения в Перечне олимпиад школьников 2017/1801.08.2017 Представление сборной России. Международная географическая олимпиада26.01.2017 Бесплатные онлайн-курсы без смс и регистрации25.03.2015 Еще не олимпиада, но уже номинация!05.10.2014 Осенний Олимп: «Поздравьте детей с праздником!»