Тема:
Текст сообщения:
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


21.07.2017 Представление сборной России. Международная биологическая олимпиада17.07.2017 Представление сборной России. Международная физическая олимпиада10.07.2017 Представление сборной России. Международная математическая олимпиада07.07.2017 Успехи России на международных олимпиадах 201703.07.2017 Представление сборной России. Международная химическая олимпиада29.06.2017 Задания и решения заключительного этапа всероссийской олимпиады 2016/1728.06.2017 Проект Перечня олимпиад школьников на 2017/18 учебный год26.06.2017 Полвека международных олимпиад: задания и решения22.06.2017 Рейтинг регионов по итогам всероссийской олимпиады 2017 года05.06.2017 Гранты Президента РФ: что нужно знать
все регионы | все предметы02 апреля 2015 14:11

Иван Коломоец: «Олимпиады как спорт: нужно уметь подводить себя в лучшей форме к определённому дню»

Иван Коломоец, генеральный директор и сооснователь «Учи.ру», победитель всероссийской олимпиады школьников по физике и Алексей Вахов, технический директор «Учи.ру», победитель международной физической олимпиады рассказали корреспонденту «Olimpiada.ru» как в детстве добывали хорошие книги, о бесценном олимпиадном опыте и о том, как создали адаптивную онлайн платформу для школьников.

Мы посчитали, что скорость изучения математики в одном классе отличается в 3-5 раз, а по городу в 15(!) раз.

Расскажите, пожалуйста, что такое «Учи.ру»?

Иван Коломоец: «Учи.ру» – это интерактивный онлайн-курс математики для начальной школы с персональным подходом к каждому ученику. С помощью специально продуманных интерактивных заданий и рекомендательной системы дети в начальной школе могут самостоятельно, без чьей-либо внешней помощи изучать математику. Учителя тоже могут использовать наши задания в своей работе. Важно, что для России программа пока бесплатная.

Алексей Вахов: В случае, если ученик не справляется, система дает ему интерактивные подсказки, чтобы он мог сам разобраться. Если он очень хорошо справляется с темой, всё уже знает, то ему предлагаются более сложные задачи. Таким образом, ученики сами в своём темпе изучают математику. Мы посчитали, что скорость изучения математики в одном классе отличается в 3-5 раз, а по городу в 15(!) раз.

Вы давно вместе работаете? Как познакомились?

Иван Коломоец: Вообще, мы учились вместе на Физтехе (МФТИ, – прим. ред.). А до этого на олимпиадах встречались.

Расскажите о вашем олимпиадном прошлом. Алексей, Вы в 2000 году победили на международной олимпиаде по физике. Как Вы шли к этой победе и почему именно физикой заинтересовались?

Алексей Вахов: Я учился в обычной пермской школе. Мне всегда нравились точные науки. В школе я любил математику, сам занимался, читал учебники. В 8 классе попал на областную олимпиаду по математике и занял третье место. Тогда меня олимпиадное движение и заинтересовало. В 9 классе я перешел в физматшколу, и там меня «перехватил» физик, Сергей Евгеньевич Полянский. Я начал ездить по олимпиадам, сначала на всероссийские, потом и на международную прошел.

Как готовились к олимпиадам? Была ли централизованная подготовка?

Алексей Вахов: Меня никак централизованно не готовили. Всё благодаря учителю и моему интересу — это, наверное, главные составляющие. Я сам очень много решал задач, кучу книжек читал: польские олимпиады, журнал «Квант», задачник Савченко.

Специально сидели дома и решали задачи?

Алексей Вахов: Да. Я всё это делал на интересе. Меня никто не заставлял. В то время сложно было достать литературу, те же подшивки журнала «Квант». Мне всё это давал учитель физики. Без этого было бы сложно чего-то добиться, потому что важно решать правильные задачи. А дальше попадаешь в эту «тусовку» олимпиадную, видишь цель и потихоньку идёшь к ней.

Где было сложнее: на всероссийской олимпиаде или на международной?

Алексей Вахов: Когда я участвовал в 2000 году, была очень сложная международная олимпиада. Никто тогда не набрал максимальный балл. У меня было 40 с небольшим из 50, и это был четвёртый результат. Всероссийская олимпиада для 11 класса в том году была гораздо легче.

Иван, а ваша олимпиадная история с чего началась?

Иван Коломоец: Я тоже не из Москвы, я из города Старый Оскол. Учился в обычной средней школе, которая в городе считалась хорошей. Ребята из нашей школы постоянно занимали места на областных олимпиадах по физике и математике. Я тоже поехал в 9 классе на зональную олимпиаду, хорошо выступил и прошёл на всероссийскую. Там мне не хватило 2-3 балла до диплома. Надо было готовиться.

В школьной библиотеке были только средненькие задачники для подготовки к олимпиадам на уровне областной. Но у наших знакомых дочка училась в Физтехе, и у них в кладовке в подъезде её книжки сложены были. Мне разрешили ими пользоваться: а там Савченко, «Кванты» советские. Интернета ведь тогда не было, поэтому приходилось такими способами книжки доставать. Я всё это оттуда забрал и прорешал все задачники, а потом понял, что надо ещё уметь делать эксперименты.

На олимпиаде по физике, если ты только алгоритм измерения рассказал, то тебе дадут 5 баллов из 10. Чтобы получить максимум, надо серию экспериментов провести, погрешность посчитать и так далее. Это для меня стало открытием. Поэтому мне пришлось в филиале МИСиСа в городе найти преподавателя, чтобы он меня научил делать эксперименты. За год я чему-то научился и получил диплом второй степени на всероссийской олимпиаде. Стал кандидатом в сборную, ездил на сборы.

Когда нас готовили к международной олимпиаде, нам внушали, что мы едем побеждать и надо брать золото. То, к чему мы шли — надо решить всё, правильно и на максимум. 

Какая была цель участия в олимпиадах?

Алексей Вахов: Победить, конечно. Для меня главное — соревнование. А опыт и знания — второстепенное. Еще одна дополнительная цель — поступить в вуз без экзаменов. Это было важно, так как с русским языком у меня были проблемы, и писать вступительное сочинение не хотелось.

Иван Коломоец: Для меня основной целью было поступить на Физтех. Вся мотивация пропала, когда нам сказали, что можно поступить без экзаменов. Я в 11 классе уже получал удовольствие от жизни, пока мои одноклассники готовились к поступлению.

То есть вы участвовали в олимпиадах только ради победы и разных бонусов, например, льготного поступления в вуз?

Алексей Вахов: Ради победы именно в интеллектуальном соревновании. Когда нас готовили к международной олимпиаде, нам внушали, что мы едем побеждать и надо брать золото. А в России была цель попасть на межнар. Я еще в 9 классе узнал, что есть такая «фишка», как сборы. Там было соревнование, вызов. Это тоже была цель: попасть в элитарную «тусовку». Все остальное в школе было неинтересно.

Как вы думаете, люди с олимпиадным прошлым отличаются от других во взрослой жизни?

Иван Коломоец: Не знаю, выборка небольшая. У меня в окружении почти все олимпиадники. Наверное, как-то отличаются. Все-таки это достаточно странные товарищи :)

Опыт, приобретенный на олимпиадах, помогает в жизни?

Алексей Вахов: У меня на олимпиадах не было стратегии особой, вроде «решу половину сложной задачи и одну легкую». То, к чему мы шли – надо решить всё, правильно и на максимум. Получается очень линейное сознание. А во взрослой жизни всё решить правильно нельзя. Перестроиться сложно, а направлений важных много, и физически нельзя сделать всё на максимальный балл. И вот найти этот баланс, в каком направлении на какую троечку сделать, — это очень сложно.

Победа в олимпиаде — это всего лишь маленький шаг к достижению каких-то жизненных целей, после которого еще очень долго-долго надо работать, чтобы чего-то реального достичь.

То есть Вам мешает олимпиадный опыт?

Иван Коломоец: Нет. Он мешает перестроиться. Реальная жизнь от олимпиад очень сильно отличается. И если ты в жизни хочешь чего-то добиться, то надо понимать, что те подходы, которые помогают на олимпиаде, абсолютно недостаточны и даже мешают в жизни.

А вообще этот опыт очень полезен. Это как спорт: нужно уметь себя подводить в лучшей форме к определённому дню, самостоятельно распланировать подготовку. Этот опыт бесценен.

Что бы вы посоветовали нынешним школьникам: как им добиться таких же результатов в олимпиадах и в жизни?

Иван Коломоец: Мы хоть и говорим сейчас, что у нас была цель лишь победить, это был очень важный вектор, он придавал очень много драйва, но по факту я не был зациклен только на олимпиадах. Я бы пожелал школьникам, во-первых, чтобы после того, как вся эта олимпиадная история закончится, они не потеряли мотивацию к развитию и понимали, что победа в олимпиаде — это всего лишь маленький шаг к достижению каких-то жизненных целей, после которого еще очень долго-долго надо работать, чтобы чего-то реального достичь. Во-вторых, чтобы не было иллюзии, что они выиграют олимпиаду по физике, и это откроет все двери в жизни, и можно расслабиться.

Пожелайте что-нибудь ребятам, которые поедут сейчас на всерос.

Алексей Вахов: Выиграть! В честной борьбе выиграть.

Иван Коломоец: Выиграть и почувствовать олимпиадный дух, атмосферу. А кто не победит — не расстраиваться и дальше работать. Всё придёт. Если не в олимпиадах, то ничего страшного, для того, чтобы быть успешным в жизни, это абсолютно необязательно.

Первая олимпиада, которая проводится с использованием компьютерной техники не потому, что это модно, а есть задачи, которые невозможно дать на бумаге.

Я знаю, что вы не забросили олимпиадную деятельность и теперь организуете олимпиаду по математике. Расскажите об этом.

Иван Коломоец: Это олимпиада по математике для начальной школы. В прошлом году мы проводили её только для москвичей, и было 10 тысяч участников. В этом году участвовать может вся Россия.

Это первая олимпиада, которая проводится с использованием компьютерной техники не потому, что это модно, а есть задачи, которые невозможно дать на бумаге. Например, по проекциям строить 3D-модели. Второклассники в прошлом году решили эту задачу лучше всех. Мы очень боялись ее давать, сделали вводное объяснение, и этого оказалось достаточно. При этом есть и классические задачи. Мы изучили все конкурентные олимпиады и не нашли в мире ничего подобного.

Это была ваша идея?

Иван Коломоец: Изначально И. В. Ященко (директор Центра педагогического мастерства, - прим. ред.) предложил провести онлайн-олимпиаду. А вот как это реализовать, как сделать так, чтобы это была уникальная вещь, и как сделать так, чтобы из 11 тысяч школьников 10 тысяч поучаствовали, это уже мы придумывали. В этом году будет еще больше участников. Мы хотим около 100 тысяч привлечь.

Беседовала Анна Титова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

23.03.2015 Даты проведения и регистрация на онлайн-олимпиаду «Плюс» по математике для младших классов
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Анна Титова

Публикации автора


03.07.2017 Представление сборной России. Международная химическая олимпиада18.01.2017 Спрос рождает предложение: утечка заданий всероссийской олимпиады школьников09.11.2015 Талант ребенка зависит от региона? Обсуждаем изменения в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников28.05.2015 Константин Сонин: «Олимпиады не только для того, чтобы поступать в вузы»02.04.2015 Иван Коломоец: «Олимпиады как спорт: нужно уметь подводить себя в лучшей форме к определённому дню»