Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на beta.olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


18.09.2017 «Я всем олимпиадникам рекомендую учить английский» – руководитель международной сборной Казахстана по информатике Бахыт Маткаримов11.09.2017 Духван Ли: «В науке очень важно видеть общую картину»01.09.2017 Первое сентября: новый учебный год и новый сайт!29.08.2017 Страницы олимпиад: всё, что нужно, в одном месте28.08.2017 Москва принимает гостей. В столице проходит вторая олимпиада мегаполисов26.08.2017 Где я, или как разобраться в олимпиадах новичку. Советы от Olimpiada.ru24.08.2017 Время перемен. Olimpiada.ru обновится в сентябре22.08.2017 10 ответов на вопросы о всероссийской олимпиаде школьников04.08.2017 Как устроены лингвистические олимпиады01.08.2017 Представление сборной России. Международная географическая олимпиада
все регионы | все предметы02 апреля 2015 14:11

Иван Коломоец: «Олимпиады как спорт: нужно уметь подводить себя в лучшей форме к определённому дню»

Иван Коломоец, генеральный директор и сооснователь «Учи.ру», победитель всероссийской олимпиады школьников по физике и Алексей Вахов, технический директор «Учи.ру», победитель международной физической олимпиады рассказали корреспонденту «Olimpiada.ru» как в детстве добывали хорошие книги, о бесценном олимпиадном опыте и о том, как создали адаптивную онлайн платформу для школьников.

Мы посчитали, что скорость изучения математики в одном классе отличается в 3-5 раз, а по городу в 15(!) раз.

Расскажите, пожалуйста, что такое «Учи.ру»?

Иван Коломоец: «Учи.ру» – это интерактивный онлайн-курс математики для начальной школы с персональным подходом к каждому ученику. С помощью специально продуманных интерактивных заданий и рекомендательной системы дети в начальной школе могут самостоятельно, без чьей-либо внешней помощи изучать математику. Учителя тоже могут использовать наши задания в своей работе. Важно, что для России программа пока бесплатная.

Алексей Вахов: В случае, если ученик не справляется, система дает ему интерактивные подсказки, чтобы он мог сам разобраться. Если он очень хорошо справляется с темой, всё уже знает, то ему предлагаются более сложные задачи. Таким образом, ученики сами в своём темпе изучают математику. Мы посчитали, что скорость изучения математики в одном классе отличается в 3-5 раз, а по городу в 15(!) раз.

Вы давно вместе работаете? Как познакомились?

Иван Коломоец: Вообще, мы учились вместе на Физтехе (МФТИ, – прим. ред.). А до этого на олимпиадах встречались.

Расскажите о вашем олимпиадном прошлом. Алексей, Вы в 2000 году победили на международной олимпиаде по физике. Как Вы шли к этой победе и почему именно физикой заинтересовались?

Алексей Вахов: Я учился в обычной пермской школе. Мне всегда нравились точные науки. В школе я любил математику, сам занимался, читал учебники. В 8 классе попал на областную олимпиаду по математике и занял третье место. Тогда меня олимпиадное движение и заинтересовало. В 9 классе я перешел в физматшколу, и там меня «перехватил» физик, Сергей Евгеньевич Полянский. Я начал ездить по олимпиадам, сначала на всероссийские, потом и на международную прошел.

Как готовились к олимпиадам? Была ли централизованная подготовка?

Алексей Вахов: Меня никак централизованно не готовили. Всё благодаря учителю и моему интересу — это, наверное, главные составляющие. Я сам очень много решал задач, кучу книжек читал: польские олимпиады, журнал «Квант», задачник Савченко.

Специально сидели дома и решали задачи?

Алексей Вахов: Да. Я всё это делал на интересе. Меня никто не заставлял. В то время сложно было достать литературу, те же подшивки журнала «Квант». Мне всё это давал учитель физики. Без этого было бы сложно чего-то добиться, потому что важно решать правильные задачи. А дальше попадаешь в эту «тусовку» олимпиадную, видишь цель и потихоньку идёшь к ней.

Где было сложнее: на всероссийской олимпиаде или на международной?

Алексей Вахов: Когда я участвовал в 2000 году, была очень сложная международная олимпиада. Никто тогда не набрал максимальный балл. У меня было 40 с небольшим из 50, и это был четвёртый результат. Всероссийская олимпиада для 11 класса в том году была гораздо легче.

Иван, а ваша олимпиадная история с чего началась?

Иван Коломоец: Я тоже не из Москвы, я из города Старый Оскол. Учился в обычной средней школе, которая в городе считалась хорошей. Ребята из нашей школы постоянно занимали места на областных олимпиадах по физике и математике. Я тоже поехал в 9 классе на зональную олимпиаду, хорошо выступил и прошёл на всероссийскую. Там мне не хватило 2-3 балла до диплома. Надо было готовиться.

В школьной библиотеке были только средненькие задачники для подготовки к олимпиадам на уровне областной. Но у наших знакомых дочка училась в Физтехе, и у них в кладовке в подъезде её книжки сложены были. Мне разрешили ими пользоваться: а там Савченко, «Кванты» советские. Интернета ведь тогда не было, поэтому приходилось такими способами книжки доставать. Я всё это оттуда забрал и прорешал все задачники, а потом понял, что надо ещё уметь делать эксперименты.

На олимпиаде по физике, если ты только алгоритм измерения рассказал, то тебе дадут 5 баллов из 10. Чтобы получить максимум, надо серию экспериментов провести, погрешность посчитать и так далее. Это для меня стало открытием. Поэтому мне пришлось в филиале МИСиСа в городе найти преподавателя, чтобы он меня научил делать эксперименты. За год я чему-то научился и получил диплом второй степени на всероссийской олимпиаде. Стал кандидатом в сборную, ездил на сборы.

Когда нас готовили к международной олимпиаде, нам внушали, что мы едем побеждать и надо брать золото. То, к чему мы шли — надо решить всё, правильно и на максимум. 

Какая была цель участия в олимпиадах?

Алексей Вахов: Победить, конечно. Для меня главное — соревнование. А опыт и знания — второстепенное. Еще одна дополнительная цель — поступить в вуз без экзаменов. Это было важно, так как с русским языком у меня были проблемы, и писать вступительное сочинение не хотелось.

Иван Коломоец: Для меня основной целью было поступить на Физтех. Вся мотивация пропала, когда нам сказали, что можно поступить без экзаменов. Я в 11 классе уже получал удовольствие от жизни, пока мои одноклассники готовились к поступлению.

То есть вы участвовали в олимпиадах только ради победы и разных бонусов, например, льготного поступления в вуз?

Алексей Вахов: Ради победы именно в интеллектуальном соревновании. Когда нас готовили к международной олимпиаде, нам внушали, что мы едем побеждать и надо брать золото. А в России была цель попасть на межнар. Я еще в 9 классе узнал, что есть такая «фишка», как сборы. Там было соревнование, вызов. Это тоже была цель: попасть в элитарную «тусовку». Все остальное в школе было неинтересно.

Как вы думаете, люди с олимпиадным прошлым отличаются от других во взрослой жизни?

Иван Коломоец: Не знаю, выборка небольшая. У меня в окружении почти все олимпиадники. Наверное, как-то отличаются. Все-таки это достаточно странные товарищи :)

Опыт, приобретенный на олимпиадах, помогает в жизни?

Алексей Вахов: У меня на олимпиадах не было стратегии особой, вроде «решу половину сложной задачи и одну легкую». То, к чему мы шли – надо решить всё, правильно и на максимум. Получается очень линейное сознание. А во взрослой жизни всё решить правильно нельзя. Перестроиться сложно, а направлений важных много, и физически нельзя сделать всё на максимальный балл. И вот найти этот баланс, в каком направлении на какую троечку сделать, — это очень сложно.

Победа в олимпиаде — это всего лишь маленький шаг к достижению каких-то жизненных целей, после которого еще очень долго-долго надо работать, чтобы чего-то реального достичь.

То есть Вам мешает олимпиадный опыт?

Иван Коломоец: Нет. Он мешает перестроиться. Реальная жизнь от олимпиад очень сильно отличается. И если ты в жизни хочешь чего-то добиться, то надо понимать, что те подходы, которые помогают на олимпиаде, абсолютно недостаточны и даже мешают в жизни.

А вообще этот опыт очень полезен. Это как спорт: нужно уметь себя подводить в лучшей форме к определённому дню, самостоятельно распланировать подготовку. Этот опыт бесценен.

Что бы вы посоветовали нынешним школьникам: как им добиться таких же результатов в олимпиадах и в жизни?

Иван Коломоец: Мы хоть и говорим сейчас, что у нас была цель лишь победить, это был очень важный вектор, он придавал очень много драйва, но по факту я не был зациклен только на олимпиадах. Я бы пожелал школьникам, во-первых, чтобы после того, как вся эта олимпиадная история закончится, они не потеряли мотивацию к развитию и понимали, что победа в олимпиаде — это всего лишь маленький шаг к достижению каких-то жизненных целей, после которого еще очень долго-долго надо работать, чтобы чего-то реального достичь. Во-вторых, чтобы не было иллюзии, что они выиграют олимпиаду по физике, и это откроет все двери в жизни, и можно расслабиться.

Пожелайте что-нибудь ребятам, которые поедут сейчас на всерос.

Алексей Вахов: Выиграть! В честной борьбе выиграть.

Иван Коломоец: Выиграть и почувствовать олимпиадный дух, атмосферу. А кто не победит — не расстраиваться и дальше работать. Всё придёт. Если не в олимпиадах, то ничего страшного, для того, чтобы быть успешным в жизни, это абсолютно необязательно.

Первая олимпиада, которая проводится с использованием компьютерной техники не потому, что это модно, а есть задачи, которые невозможно дать на бумаге.

Я знаю, что вы не забросили олимпиадную деятельность и теперь организуете олимпиаду по математике. Расскажите об этом.

Иван Коломоец: Это олимпиада по математике для начальной школы. В прошлом году мы проводили её только для москвичей, и было 10 тысяч участников. В этом году участвовать может вся Россия.

Это первая олимпиада, которая проводится с использованием компьютерной техники не потому, что это модно, а есть задачи, которые невозможно дать на бумаге. Например, по проекциям строить 3D-модели. Второклассники в прошлом году решили эту задачу лучше всех. Мы очень боялись ее давать, сделали вводное объяснение, и этого оказалось достаточно. При этом есть и классические задачи. Мы изучили все конкурентные олимпиады и не нашли в мире ничего подобного.

Это была ваша идея?

Иван Коломоец: Изначально И. В. Ященко (директор Центра педагогического мастерства, - прим. ред.) предложил провести онлайн-олимпиаду. А вот как это реализовать, как сделать так, чтобы это была уникальная вещь, и как сделать так, чтобы из 11 тысяч школьников 10 тысяч поучаствовали, это уже мы придумывали. В этом году будет еще больше участников. Мы хотим около 100 тысяч привлечь.

Беседовала Анна Титова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

23.03.2015 Даты проведения и регистрация на онлайн-олимпиаду «Плюс» по математике для младших классов
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Анна Титова

Публикации автора


03.07.2017 Представление сборной России. Международная химическая олимпиада18.01.2017 Спрос рождает предложение: утечка заданий всероссийской олимпиады школьников09.11.2015 Талант ребенка зависит от региона? Обсуждаем изменения в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников28.05.2015 Константин Сонин: «Олимпиады не только для того, чтобы поступать в вузы»02.04.2015 Иван Коломоец: «Олимпиады как спорт: нужно уметь подводить себя в лучшей форме к определённому дню»