Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


12.12.2017 ВундерПермь: откуда берутся победители международных олимпиад07.12.2017 Олимпиада по праву: меньше простых заданий и больше сложных01.12.2017 Представление сборной России. Международная естественно-научная олимпиада01.12.2017 Лайфхаки от призера Всероссийской олимпиады школьников по физике29.11.2017 Как изменится региональный этап всероса по литературе24.11.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по информатике23.11.2017 10 лайфхаков по немецкому языку от победителя Всероссийской олимпиады22.11.2017 10 лайфхаков от призера Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре22.11.2017 Андрей Станкевич: «Многие победители проявляют себя только в старших классах»21.11.2017 15 лайфхаков от призера всероса по математике
все регионы | Математика14 апреля 2016 15:10

Как решить задачу про мудреца, или игра на выигрышную стратегию

1 декабря стартует основной тур онлайн-олимпиады "Плюс" для учеников 1-4 классов. Он продлится до 7 декабря. О том, какие бывают задачи-обучалки, сколько решений может быть в одной задаче, как обыграть мудреца и многом другом читайте в материале.


Вот уже четвертый раз проходит олимпиада "Плюс" для учеников первых-четвертых классов. Она не похожа на другие интеллектуальные соревнования. Хотя бы потому, что это и не соревнование вовсе. Олимпиада "Плюс" нужна для того, чтобы показать детям, что математика – это красиво, и напомнить о том, что это совсем не только скучная арифметика. Решать задачки – интересно и увлекательно.

Олимпиада для отличников и троечников

Как известно, Петруша Гринев из пушкинской "Капитанской дочки" еще до своего рождения был записан в Семеновский полк. Так было принято. Сегодняшние родители тоже, вскоре после рождения своего ребенка, если и не могут сразу записать его в МГУ или в Высшую школу экономики, то начинают делать всё, чтобы в будущем ему удалось туда попасть. А потому, с самого детства его начинают усиленно учить всему и вся. И, как только появляется возможность поучаствовать в каких-либо соревнованиях, вовлекают малыша в этот процесс. И все бы, вроде, неплохо, но, в случае неуспеха – возникает разочарование в учебе, иногда ставящее крест на будущем способного ребенка. Ведь детей, особенно маленьких, обязательно нужно хвалить, а не ругать – это стимул к их движению вперед.

Про олимпиаду для младшеклассников "Плюс" кто-то тоже может подумать как про очередной изнурительный конкурс. Но это совсем не так. Во-первых, олимпиада не дает никаких преимуществ при… нет, ни при поступлении в вуз, ни при переводе в математический класс. Это онлайн олимпиада, по форме похожая на компьютерную игру, в которой участвуют дети с 1-го по 4-й класс со всего света: из больших и малых российских и нероссийских городов и сел. В прошлом году было 400 000 человек, в этом – еще больше.

Это не просто олимпиада, текстовые задания которой выложены в Интернете, и ученикам остаётся только ввести ответ. Это интерактивное онлайн соревнование, аналогов которому нет в мире. По словам одного из его организаторов, Ивана Коломойца, создателя образовательного интерактивного сервиса для младшеклассников "uchi.ru", многие задачи здесь показаны с помощью анимации, объемные фигуры можно увидеть в мультике со всех сторон, а в целом почти все задачки даются в форме интерактива (сделал шаг, понял первую часть условия и получил доступ к следующему). Интересно? Еще как! Как в компьютерной игре. В общем, по словам Ивана Коломойца, "олимпиад с такими типами заданий в мире не бывает. Это абсолютно оригинальный концепт". Добавим, что форма и содержание здесь находятся в диалектическом единстве.

И еще: это совсем не та олимпиада, на которую учителям стоит отправлять только отличников. Просто потому, что большинство задач не похоже на те, которые чаще всего встречаются в школьном курсе, и не требуют углубленных знаний традиционной математики. Зато эти задания помогают понять, насколько ребенок способен мыслить самостоятельно, насколько может решать нестандартные задачи. Увы, в некоторых школах учителя всё равно сажают решать эту олимпиаду не всех учеников, а только тех, кого они сами выберут, а остальных запугивают словами типа "а ты уверен, что справишься? а ты точно решишь?" Это обидно, ведь организаторы старались сделать именно массовую олимпиаду.

После того, как учитель зарегистрировал своих учеников, и получил для каждого из них свой пароль, проходит пробный тур. Он нужен для того, чтобы дети потренировались с решением неформатных задач и вообще посмотрели, что это за олимпиада. А ещё через несколько дней начинается основной тур. Его тоже можно писать в классе, а можно – дома. Главное – чтобы был современный компьютер и быстрый Интернет. Все происходит в один день, причем, начинать можно в любое время, необязательно с утра. Главное – уложиться в 60 минут.

Классические задачи

Для того, чтобы лучше понять, какие задачи предлагаются на такой олимпиаде, мы поговорили с их создателем – Женей Кац. Она - игровой педагог, автор тетрадей "Необычная математика", "Математика плюс" и книг "Математика в твоих руках", "Математика вприпрыжку", "Пирог с математикой", автор развивающих занятий для малышей и популярного блога janemouse.ru.

Женя уточнила: "Понятно, что для этого возраста мы берем классические задачи. Иначе говоря, мы не всё сами сочиняем, а некоторые известные задачи отбираем и модифицируем, придумываем к ним обучалки и анимацию. На занятиях в школе и на других олимпиадах задачи даются в виде текста. Но в этом возрасте не все дети способны его правильно понять. Бывает, что задачу прочитали, но не поняли, что означает, например, выражение "в самом худшем случае". В такой ситуации лучше всего детям каждую задачу пояснять. И, пользуясь тем, что олимпиада интерактивная, мы даём подсказки: например, сначала нужно посмотреть задачу в анимационной форме, а потом, поняв ее суть, приступить к решению. То есть, пока ты не сделаешь подготовительного задания, не приступаешь к самой задаче".

Например,  задача "я больше тебя", в ней одно число может сказать другому "я больше" при помощи стрелочки.

Если у нас на экране нарисовано два домика для чисел, и от одного к другому идёт стрелка, то дети должны понять - в какой из домиков "поселить" большое число, а в какой - маленькое. Мы предлагаем им числа 2, 3 и 6, и они могут выбрать любое из правильных решений: 6 больше, чем 2, или 3 больше, чем 2, или 6 больше, чем 3. А вот если они расставят два числа неправильно, появится пояснение-подсказка.

И пока дети не справятся с задачей-обучалкой про два домика, они не могут перейти к решению основной задачи.

Но если ты заявишь, что 3 больше, чем 6, тебе скажут: нет, стрелочка идет от большего к меньшему. Попробуй еще раз. Это происходит онлайн, и создатели олимпиады пользуются преимуществами такой формы. То есть, происходит пошаговое объяснение. Подготовительный  этап может проходить в виде анимации или как в компьютерной игре.

Интересно, что некоторые, более трудные, задания попадают в пробный тур, который вообще не идет в зачет. Это нужно для того, чтобы ребенок познакомился с определенным типом задач - теми, над которыми нужно спокойно подумать некоторое время. Иногда – пару часов, а иногда пару дней или даже недельку. В декабрьской олимпиаде была задача про мудреца, похожая на игру. Вот ее условие: дана куча из одинаковых камушков и есть мудрец, который по каким-то своим правилам играет с твоим персонажем в игру. И мудрец, и персонаж, могут брать из кучи один, два или три камушка. Тот, кто забирает последний, тот и проиграл. Это классическая игра на выигрышную стратегию. Важно понять: сейчас выгодней ходить первым или отдать ход мудрецу. И это зависит от числа камушков.

Так вот, по мысли Жени Кац, такую задачу на основной олимпиаде не очень правильно давать (В основном туре нужно решать на скорость). "А у нас эта задача стояла в пробном туре, и в итоге про нее многие дети неделю думали, обсуждали с родителями, а родители обсуждали друг с другом на родительском собрании. По сути, эта игра спровоцировала обсуждение математических задач и в семьях, и в школах. Это такой способ привлечения внимания к тому, что математика может быть интересной, красивой. Что это – не только арифметика".

Ответов может быть много

Еще одна из вещей, которую авторы продвигают на этой олимпиаде, - в математике есть задачи, в которых не одно правильное решение, а много. Как в задаче с домиками и стрелочками "я больше тебя", например. То есть, важно приучить детей к мысли, что правильных ответов может быть несколько. И эта вещь в математике очень существенная. Жалко, что во многих учебниках детей приучают к тому, что ответ есть, и он всегда один.

Какова цель этой олимпиады? Может быть, доказать, что начинать заниматься этим предметом нужно как можно раньше? Вовсе нет: ее цель – во-первых, показать, что не вся математика такая, как в школе. А, во-вторых, продемонстрировать массовой аудитории то, что решать математические задачки бывает интересно. Что есть удовольствие от "подумать".

А еще – бывают дети, которые успешны в школьных уроках математики и неуспешны на такой  олимпиаде. И, наоборот, есть ребята, слабые в математике, с точки зрения учителя, которые прекрасно решают олимпиаду "Плюс". Почему? Просто некоторым ученикам ужасно скучно делать подряд 10 одинаковых школьных задач, поэтому они решают первую и сдают домашнюю работу, в которой выполнена одна десятая. И учитель не может поставить ему хорошую отметку (говорит: мальчик хороший, но ленивый).

Хочется тогда спросить: а что такое школьная "пятерка"? Но, оказывается, и тут проявляются важные навыки: это и умение читать условие, и способность правильно оформлять решение (ведь часто отметки снижают за не там поставленную точку). На олимпиаде "Плюс" меньше таких придирок к оформлению: проверка-то проходит на компьютере и плохой почерк не имеет значения.

И еще: некоторые дети более успешны в каких-то текстовых заданиях, арифметических, а в геометрии они плавают. А есть наоборот, те, кому геометрия понятней, они видят всякие наглядные штуки. "Мы показываем, что задачи в математике – разные, - говорит Женя Кац, -  кто-то успешен в одном, кто-то – в другом. И, если какой-то ребенок увидит, что бывают в математике задачи, которые ему нравятся, это уже успех нашей олимпиады".

Существует еще важный момент: задания составлены так, что хотя бы одну задачу дети обязательно решат. И это тоже психологически важно: не будет ощущения провала, безнадежности. Наоборот: нужно развиваться дальше.

 

Наталья Иванова-Гладильщикова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


07.12.2017 Олимпиада по праву: меньше простых заданий и больше сложных29.11.2017 Как изменится региональный этап всероса по литературе16.11.2017 Ты должен понимать математику и при этом можешь быть гуманитарием07.11.2017 В олимпиадах требуются и быстрота, и железные нервы26.10.2017 Под другим углом: взгляд родителей на олимпиады