Тема:
Текст сообщения:
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


04.08.2017 Как устроены лингвистические олимпиады01.08.2017 Представление сборной России. Международная географическая олимпиада31.07.2017 Как перевести японскую фразу, не зная японского31.07.2017 Представление сборной России. Международная олимпиада по лингвистике27.07.2017 Антон Сомин: Нам нужны золотые медали27.07.2017 Представление сборной России. Международная олимпиада по информатике21.07.2017 Представление сборной России. Международная биологическая олимпиада17.07.2017 Представление сборной России. Международная физическая олимпиада10.07.2017 Представление сборной России. Международная математическая олимпиада07.07.2017 Успехи России на международных олимпиадах 2017
все регионы | Математика16 февраля 2017 15:49

Как сделать каждую школу самой лучшей

Что делать, если в вашем и соседнем районах нет ни одной математической школы или, хотя бы, маткласса? А родителям пяти- и шестиклассников очень хочется, чтобы их дети получили хорошее математическое образование? Есть три выхода. Первый – пытаться поступить в специализированную школу, в которую, правда, придется ездить на метро или на двух автобусах, что для 11-летнего ребенка не всегда хорошо. Второй – забыть о своих мечтах. И третий – поступить в созданные на базе своей школы, математические классы, которые приближены к уровню лучших математических школ «города и мира». Ответ прост: вариант №3. Только нужно, чтобы такие классы возникли.

Выход №3

Выход №3 предложила школа №554, расположенная на Юго-Западе столицы. По словам ее директора Майи Майсурадзе, о необходимости математических классов сначала заговорили родители, не нашедшие ничего подобного поблизости. К тому же, математика является основой самых востребованных в школе профильных направлений – технологического и естественно-научного.  И руководство этой большой школы, в составе которой три здания, четыре детских сада и центр дополнительного образования, обратились в Лицей «Вторая школа», который находится в том же Юго-Западном округе Москвы и является одним из самых сильных в стране. Возникла идея попробовать перенять механизмы, благодаря которым «Второй школе» так успешно удается работать с юными математиками. Представители 554-й попросили помощи у легендарного директора лицея Владимира Овчинникова и у его заместителя Александра Ковальджи. И всё задвигалось.

В конце прошлого учебного года некоторые учителя 554-й посетили лицей. Александр Ковальджи пригласил их на обсуждение методик и программ, по которым работает «Вторая школа». И тогда же было принято решение с 1-го сентября 2016-го года открыть два математических класса в 554-й школе. Учебный план, рабочие программы, учебники, по которым работают классы, идентичны используемым в лицее. Учителя, преподающие в созданных классах, провели не один день во «Второй школе», чтобы лучше понять специфику работы в математическом классе.

Конечно, туда сразу же потянулись те, кто не добрал одного-двух баллов для поступления во «Вторую школу». Эти дети получили право автоматического зачисления в 6-й лицейский математический класс. А в 5-й набирали на основе заданий, разработанных Александром Ковальджи совместно с учителями 554-й школы. И в зависимости от результатов им предлагали туда переходить.

Как родители четвероклассников узнавали о такой возможности? В апреле 2016-го на базе 554-й школы был проведен математический праздник, информацию о котором разместили в соцсетях, на сайтах «Второй» и 554-й школ. А еще, 554-я школа входит в университетский кластер «Высшей школы экономики», и информация распространялась среди коллег. «К нам приехало 180 семей четвероклассников, - рассказала Майя Майсурадзе, - которые, поучаствовав в празднике, посчитали возможным попробовать свои силы для поступления в 5-й маткласс. И те, кто успешно прошел тестирование, поступили к нам». В созданных классах обучаются как ученики 554-й школы (их порядка 40 процентов), так и ребята из других учебных заведений столицы.  

Как в этой обычной школе решается проблема нехватки часов на математику? Очень просто: здесь основное образование находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Ребята, помимо обычных уроков, три раза в неделю занимаются в школе и во вторую половину дня. Это тоже занятия, но в другой форме: практикумы по математике, физике, информатике. А плюс к этому - секции шахмат и спортивные кружки. Это удобно и родителям, и детям. В 4 часа они уже свободны. Так бывает три дня в неделю.

Как живет большая школа после слияния

В 554-й занимаются 2 тысячи детей, из них 600 детсадовцев и 1400 школьников. По мнению директора, у крупной школы больше ресурсов, поэтому она способна сделать качественное образование доступным для каждого школьника.

В параллели 5-х классов, кроме математических, работают прокадетские классы (в 7-м их ученики станут кадетами), с 8-го – пять предпрофильных направлений, с 10-го класса реализуются четыре профиля: технологический, естественно-научный, гуманитарный и социально-экономический. Школа стремится проектировать образовательный маршрут для каждого ученика.

По мнению Майи Майсурадзе, очень важно научить ребенка выбрать то, чем ему действительно хочется заниматься, и в конечном итоге –профессию. «Например, девятиклассники в конце года защищают проектное эссе «Моя будущая профессия». Их задача – соотнести для себя выбор профиля дальнейшего обучения и будущую профессию. В этом ребятам помогают и учителя-предметники, и классные руководители, и педагоги-психологи». И всю старшую школу детям дают возможность попробовать свои силы в разных направлениях деятельности. Ведь профили можно менять (даже посреди учебного года). «Такой подход позволяет снизить риски и подойти более осознанно к выбору вуза и будущей специальности», - сказала Майя Майсурадзе.

Почему «Вторая школа»

В Лицей «Вторая школа» обратились еще и потому, что в нем существует ресурсный центр, который поддерживает Центр педагогического мастерства. Школьники, учителя и родители из других школ могут обращаться туда с содержательными и методическими вопросами. Им отвечают и письменно, и устно, и индивидуально, и коллективно. Александр Ковальджи проводит много лекций, семинаров по математике (они выложены в интернете). Выступает и в МГУ на «малом мехмате», где есть преподаватели, которые занимаются нестандартными задачами, и на педфаке МГУ (туда приходят учителя из разных школ). «Вторая школа» сотрудничает с Киноколледжем (идея была хоть как-то заинтересовать математикой явных гуманитариев). В итоге, некоторые из них даже захотели поступать в прославленный лицей. А еще тут работает вечерняя многопредметная школа (ВМШ), которая 52 года была бесплатной. Цель проста: дети должны понимать, что математика – это не только то, что написано в учебнике, в ней есть много интересного и полезного.

Это можно сделать в любой школе

Мы спросили у Александра Ковальджи, насколько реально создавать специализированные классы, подобные тем, которые появились в 554-й, в любой районной школе. «Вполне реально, - ответил Александр Кириллович, - стоит только захотеть. А директор всегда может найти учителей: или своих, или новых, которые способны этим заниматься. Тут важно поддерживать правильную атмосферу: чтобы не было зависти, деления на «белую и черную кость». Может быть, поэтому в 554-й школе все классы специализированные.

Создание таких классов - один из способов поднятия математического образования в Москве. При этом появляется и много сильных учителей. Ведь тот, кто берется вести в них занятия, должен освоить программу математических кружков. Разобраться в особом типе задач. Мы служим лишь катализатором: запускаем процесс, а дальше он должен развиваться сам. А мы немножко поддерживаем».

Александр Ковальджи предложил еще одну форму работы с детьми: «Мы проводим домашнюю олимпиаду для своей вечерней школы. Но могли бы это делать гораздо шире. Рассылая задания своим, мы публиковали бы их в Интернете, чтобы все желающие могли проверить себя. По электронной почте дети бы присылали свои решения, мы бы их проверяли и отсылали обратно. То есть, у ребят даже из самых далеких уголков страны была бы возможность решать интересные задачи. Кстати, Центр непрерывного математического образования это делает, но у них довольно сложные задачи. А для начинающих такого нет. Так мы могли бы многих увлечь математикой».

P.S.: Важно, чтобы все школы, не только математические могли бы последовать примеру 554-й. Учителей, которые достигли высокого уровня, надо стимулировать, чтобы они вели работу с другими учителями, школами, детьми. Тогда качественное математическое образование станет ближе и доступней.

Наталья Иванова-Гладильщикова

теги |

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


31.07.2017 Как перевести японскую фразу, не зная японского26.05.2017 В музей с ребенком и с папой «под мышкой»23.05.2017 Александр Страхов: «Идея, предложенная маленьким ребенком, иногда более продуктивна с инженерной точки зрения»19.05.2017 Как стать Царем горы02.05.2017 В любой школе есть ребенок, который способен поехать на заключительный этап всеросса