Тема:
Текст сообщения:
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


04.08.2017 Как устроены лингвистические олимпиады01.08.2017 Представление сборной России. Международная географическая олимпиада31.07.2017 Как перевести японскую фразу, не зная японского31.07.2017 Представление сборной России. Международная олимпиада по лингвистике27.07.2017 Антон Сомин: Нам нужны золотые медали27.07.2017 Представление сборной России. Международная олимпиада по информатике21.07.2017 Представление сборной России. Международная биологическая олимпиада17.07.2017 Представление сборной России. Международная физическая олимпиада10.07.2017 Представление сборной России. Международная математическая олимпиада07.07.2017 Успехи России на международных олимпиадах 2017
все регионы | предметов: 7
БиологияГеографияИЗОИскусствоИсторияЛитератураОбществознание
26 мая 2017 18:37

В музей с ребенком и с папой «под мышкой»

В воскресенье, 21 мая, на территории Московского городского Дворца детского юношеского творчества на Воробьевых горах прошло закрытие олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

А была ли ваза?

Несмотря на прохладный и ветреный день, в парке перед Дворцом пионеров на Воробьевых горах было очень много школьников: детям вручали грамоты и подарки за успехи в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», которая проходит в столице вот уже четвертый год. В ней приняли участие более 110 тысяч московских школьников.

Это необычная олимпиада: она не проверяет знания, а скорее, побуждает к тому, чтобы их получить. Причем (что важно), не с помощью Google, а благодаря собственным исследованиям. Главная цель – сделать так, чтобы детям захотелось ходить в музеи, заинтересовать их историей и культурой своего города. У этой олимпиады не проверочная, а просветительская миссия.

Как это происходит? Участниками олимпиады могут стать школьники с 1-го по 11-й класс. Сначала они должны пройти предварительный интернет-тур: их знакомят с музеями и парками, которые они могут выбрать для участия в олимпиаде. Ну, например, не всякий ребенок знает, что есть два музея Островского: один – Александра Николаевича, автора «Снегурочки» и множества знаменитых пьес, а другой – Николая Островского, автора «Как закалялась сталь». В этом году с олимпиадой сотрудничало 169 музеев. В первый год их было 65.

А потом ребята приходят в музей, или музеи (их может быть 5-6), получают вопросы, на которые нужно ответить сразу, на месте. Это основная часть соревнований.

Подхожу к трем младшим школьникам, которые только что спустились со сцены, где их награждали за победу в олимпиаде. Оказалось, что они – третьеклассники из школы №1329: Маша, Даша и Федя. Об олимпиаде они узнали от родителей. На вопрос, почему их это заинтересовало, Федя говорит: «Мы ходили по разным музеям, узнавали что-то новое. Например, мне понравился музей Паустовского». Согласитесь, что немногие представители молодого поколения сегодня помнят этого автора. «А ты знал до этого, кто такой Паустовский»? – спрашиваю его. «Я только слышал, что это писатель, – признается Федя. – А теперь знаю гораздо больше. Потом мы еще в усадьбе Голицыных были, в Экспериментаниуме. Мне там очень понравилось. Было круто».

По словам организатора олимпиады, Марии Войцик, «многие родители говорят, что сначала не понимали, зачем это нужно, а теперь, в воскресенье утром, с ребенком и с сонным папой «под мышкой», вместе идут в музей. Ходят и учителя, и родители, и школьные команды, и индивидуально». Для того чтобы избежать ситуации, когда за детей на вопросы отвечают их родители, теперь появилось правило: ребята обязательно должны сфотографироваться на месте, чтобы за спиной была вывеска музея.

Но есть еще парки. Ответить на вопросы о них можно, начиная с 1 октября, пока тепло. Дети сами скачивают задания и загружают ответы на сайт. И тоже обязательно нужны их фотографии на фоне...

На наш вопрос, какого рода задания школьники получают в парках, Мария Войцик ответила, что, с одной стороны, они более сложные, а с другой – более развлекательные. «Спрашиваем про памятники (у нас есть любимый вопрос про ордера колонн), про детские и спортивные площадки (иногда нужно сравнить игровое или спортивное оборудование). А есть и такие вопросы: нужно старую фотографию сопоставить с нынешним видом этого места и сказать, что изменилось. У нас была смешная история: пару лет назад мы предложили фотографию набережной в Нескучном саду. Фокус в том, что там когда-то стояли вазы, но в 70-х годах их убрали. И это детям нужно было заметить. Но, к «несчастью», зимой того года их вернули. То есть, до середины января «отсутствие ваз» было правильным ответом, а с середины января – уже нет. И мы не знали, как быть».

Призеры и суперпобедители

Как оценивают победителей и призеров? Оказывается, за ответы на вопросы в одном музее или парке можно получить до 50 баллов (в зависимости от их качества). Таким образом, за 6 музеев реально заработать 300-400 баллов, и стать призером олимпиады. А за удачные ответы школьник, посетивший 8 музеев, может стать победителем. Но есть и суперпобедители – это те, кто набрал наибольшее количество баллов по какой-то теме. Например, за театральные или  литературные музеи. Или: кто посетил наибольшее количество парков и усадеб.

Еще награждают победителей конкурсов: рисунки, стихи, съемки видео, просмотры фильмов… Сейчас участники олимпиады придумали 9 тысяч анаграмм станций метро.

Квесты бывают развлекательные и образовательные

А самые-самые лучшие (те, кто набрал очков чуть больше, чем победители) стали участниками финальной игры, которая прошла 13 мая. Их было 11 тысяч. Это - что-то типа квеста, только не развлекательного, а образовательного. Школьники ходили по городу и отвечали на вопросы, посвященные историческим местам и объектам. Было предложено пять маршрутов разной сложности.

Были вопросы, связанные с фотографиями. Например, нужно было дойти до дома Кекушевой на Остоженке, и сравнить его со старой фотографией, ответив на вопрос, что изменилось (ответ – нет льва при входе). А на другой фотографии пешеходный переход развернули (начинали прокладывать Калининский проспект, расширяли улицу), и тоже требовалось определить, что изменилось. Или: ребятам показали картину Поленова «Московский дворик», и предлагалось ответить, где это место (Спасо-Песковский сквер), прийти туда и найти памятник Пушкину. А еще, всем участникам раздали карты (план Москвы 1853 года), где некоторые объекты были отмечены крестиками. С их помощью, например, надо было найти здание, имеющее отношение к почтовой марке с вертолетом. Фокус в том, что на том месте была мемориальная табличка, говорившая, что там жил советский конструктор вертолетов Михаил Миль.

Или: на карте крестиком обозначили место, где теперь стоит высотка МИДа. И нужно было, по синей адресной табличке, номер которой давался детям, определить, что это за здание. Нагуглить это нельзя. Надо понять, куда прийти, найти табличку и переписать ее (а, значит, – найти здание). Один из сложных вопросов: какие медальоны находятся на северной стороне дома. Дети редко умеют определять, где северная сторона здания, а где – южная, не всегда способны пользоваться картой. Может, после этого научатся.

Фестиваль, на котором можно слетать на Марс

А еще в этот день на Воробьевых горах проходил фестиваль, в котором участвовали музеи – соавторы олимпиады. Их было 40 (все 169, конечно, просто бы тут не поместились). Шатры и стенды были разбросаны в парке Дворца. Везде было полно народу: дети участвовали в мастер-классах, викторинах, играли в игры. Тут был даже Музей советских игровых автоматов.

На стенде Музея адмирала флота Н. Г. Кузнецова всех желающих учили вязать морские узлы, а еще обучали «флажной азбуке». Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана знакомил ребят с коллекцией минералов и горных пород Подмосковья (и не только). Музей по сказкам П. П. Бажова учил желающих делать кулоны из малахита, которые потом можно было забрать домой. А в шатре, где был представлен Биоэкспериментаниум «Живые системы», стояли стаканчики, наполненные разным мусором: алюминиевыми банками, деревом, картоном, стеклом… И под каждым стаканчиком было написано, за какой срок этот мусор разлагается, когда его выбрасывают. И выяснилось, например, что картон гниет 6 месяцев, алюминиевая банка или памперс (!) – 500 лет. А стекло вообще не разлагается. Очень поучительно, между прочим. А еще был шатер «Станции Марс», и все желающие могли поуправлять марсоходом, совершить посадку на Марс, зарядить солнечные батареи, кого-то спасти, что-то найти (были созданы такие игровые ситуации). Так представлял свои программы Московский Планетарий, на пятом уровне которого находится полноразмерная модель Марсианской межпланетной станции, а еще работает космическая академия для детей.

Организаторы олимпиады представили и свой игровой образовательный объект – ковер, на котором нарисована карта Москвы. По словам Марии Войцик, «это была идея факультета искусств МГУ, предложившего олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» так поучаствовать в октябрьском фестивале науки. И авторы олимпиады нарисовали эту карту на ковре. Участникам игры нужно правильно расставить на ковре парки – зеленые кусочки должны выкладываться на нем, как пазлы. А еще – высотки, театры, церкви, улицы, станции метро. Цель – заставить весь ковер, а потом составить маршрут, который соединил бы какие-то объекты, придумав прогулку. Мы в этом году с этим ковром ездили по летним лагерям, участвовали в фестивале науки». При мне к ковру подъезжает мальчишка на велике, спрашивает, что это такое, и ему предлагают найти пазл Парка имени Горького, что он и делает.

Хочется, чтобы в такой, далекой от школьной скуки олимпиаде, участвовало как можно больше детей: это не только интересно и увлекательно, но и невероятно полезно. Хотя бы потому, что это не знания, полученные из учебника или из уст учителя, а те, которые ребенок исследовал и нашел сам. Именно они и остаются в памяти на всю жизнь.

Наталья Иванова-Гладильщикова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


31.07.2017 Как перевести японскую фразу, не зная японского26.05.2017 В музей с ребенком и с папой «под мышкой»23.05.2017 Александр Страхов: «Идея, предложенная маленьким ребенком, иногда более продуктивна с инженерной точки зрения»19.05.2017 Как стать Царем горы02.05.2017 В любой школе есть ребенок, который способен поехать на заключительный этап всеросса