Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


07.12.2017 Олимпиада по праву: меньше простых заданий и больше сложных01.12.2017 Представление сборной России. Международная естественно-научная олимпиада01.12.2017 Лайфхаки от призера Всероссийской олимпиады школьников по физике29.11.2017 Как изменится региональный этап всероса по литературе24.11.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по информатике23.11.2017 10 лайфхаков по немецкому языку от победителя Всероссийской олимпиады22.11.2017 10 лайфхаков от призера Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре22.11.2017 Андрей Станкевич: «Многие победители проявляют себя только в старших классах»21.11.2017 15 лайфхаков от призера всероса по математике20.11.2017 10 лайфхаков по экономике от победителя Всероссийской олимпиады
все регионы | предметов: 4
ИнформатикаМатематикаФизикаХимия
18 сентября 2017 12:01

«Я всем олимпиадникам рекомендую учить английский», – руководитель сборной Казахстана по информатике Бахыт Маткаримов

Мы продолжаем серию материалов о подготовке к олимпиадам в разных странах. В сегодняшнем выпуске научный руководитель сборной Казахстана на Международной олимпиаде по информатике Бахыт Маткаримов рассказывает о том, как тренируются ребята в Астане, зачем олимпиадникам иняз и почему сегодня всем жизненно необходим широкий кругозор.

Вы второй год возглавляете жюри по информатике на олимпиаде мегаполисов. Как вам кажется, требуют ли задания этого соревнования какой-то специфической подготовки?

Я думаю, тут стоит говорить шире: об олимпиадах по информатике в принципе. На них, как правило, предлагаются задания нескольких типов. Например, бывают задачи, в которых вам даются входные файлы и с ними нужно что-то сделать. Бывают игровые задачи, когда вы пишете программу, которая, в свою очередь, взаимодействует с другими программами, а есть задачи, в которых нужно просто вывести ответ. На олимпиаде мегаполисов мы пока стараемся давать именно такие задания. Они, кстати, вообще встречаются на соревнованиях по информатике чаще всего, поэтому готовиться можно с помощью великого множества контестов, которые проводятся чуть ли не каждую неделю. Тут полезно заглянуть, например, на Codeforces. Есть олимпиады, которые устраивают крупные IT-компании, те же Google и Яндекс. Также можно участвовать в национальных олимпиадах различных стран, часто они бывают открытыми, то есть, в соревновании может участвовать любой желающий.

Как устроена система олимпиад в Казахстане?

У нас есть национальная олимпиада по естественно-научным предметам и олимпиада по гуманитарным предметам. Когда-то они проводились в одно и то же время, а сейчас их разнесли, чтобы увеличить количество участников. Проводит эти олимпиады специализированная организация “Республиканский научно-практический центр «Дарын»”. Она же занимается работой с одаренной молодежью и организует множество проектных конкурсов, на которых студенты не решают задачи, которые им дают, а предлагают на рассмотрение жюри какой-то свой проект.
«Дарын» готовит школьников к соревнованиям, причем не только в крупных городах: филиалы существуют практически везде. По результатам национальной олимпиады у нас формируется школа Олимпийского резерва, в команду по информатике отбирается, скажем, 12 человек, для них проводятся учебно-тренировочные сборы. Впоследствии они претендуют на место в сборной на международной олимпиаде.

Основная проблема – не хватает преподавателей, в особенности энтузиастов спортивного программирования, наши бывшие олимпиадники в большинстве своем работают за рубежом.

А насколько вообще популярны олимпиады в Казахстане?

Если говорить именно об информатике, то к ней интерес очень высокий. Я думаю, что на данный момент это, наверное, самая востребованная область знаний с точки зрения трудоустройства. Стоит сказать, что вы научитесь решать олимпиадные задачи и вас возьмут на работу в Google – и это уже прекрасный мотив, поэтому всегда найдутся люди, которые хотят этим заниматься.

Но вообще популярность олимпиад – вопрос довольно специфический. Есть важный аспект: помогает ли участие в олимпиаде поступить в университет, часто именно он играет решающую роль. Я лично не вижу каких-то очевидных льгот для олимпиадников, они зачисляются по результатам единых национальных экзаменов. Многие талантливые ребята поступают за рубеж, значит, им нужно обязательно сдавать экзамены: английский и SAT, который проверяет умение решать задачи. Надо заметить, что подготовка к экзаменам – это тоже тяжелый труд. И перед олимпиадниками, особенно перед выпускниками, всегда стоит дилемма: на что тратить время. Если они всерьез готовятся к получению медали на международной олимпиаде, то им некогда основательно готовиться к экзаменам. В Назарбаев Университете, где я работаю, победителей и призеров национальных олимпиад принимают без экзаменов, но им все равно приходится проходить собеседование на английском: большинство преподавателей вуза – иностранцы, и английский – рабочий язык.

В последние годы наши школьники, члены сборной Казахстана на Международной олимпиаде по информатике, поступают учиться в UNIST в Южной Корее, в этом университете ценят победителей олимпиад.

Получается, без языка вообще никак.

Да, и я всем олимпиадникам рекомендую учить английский. Казахстан, например, участвует в Азиатско-Тихоокеанской олимпиаде по информатике, и мы задания вообще не переводим. И не потому, что нам лень, а чтобы ребята привыкали. Соревнование проводится онлайн в один тур, и там, конечно, умение прочитать и сходу понять задание очень важно.

В 2015 году международная олимпиада по информатике проходила в Алматы, и Казахстан стал второй страной-хозяйкой этого соревнования из СНГ. При этом ваша сборная из года в год показывает достойный результат. Как вам кажется, информатика – сильное направление подготовки в вашей стране?

Я пока не очень доволен нашем уровнем, думаю, мы могли бы и лучше выступить. У нас вообще за всю историю участия всего один раз были золотые медали – в 2007 году. И это, кстати, благодаря летней компьютерной школе в России, куда мы отправили учеников, там их подготовили. А так обычно у нас серебро и бронза. Для перехода на золотой уровень уже важно наличие школы, наличие соперничающих между собой центров внутри страны, наличие нескольких поколений олимпиадников. У нас пока такая школа не сложилась, а в России она есть: взять хотя бы тот же ИТМО или СПбГУ. В МГУ даже две школы – на мехмате и на ВМК, которые между собой на смерть бьются за выход в финал студенческих олимпиад. Сильные центры подготовки есть и в Саратове, и в Екатеринбурге, и в Новосибирске. Мы такой же мощной подготовкой сейчас похвастать не можем. В прошлом году на международной олимпиаде у нас были три серебра и бронза, а в этом – одно серебро и три бронзы.

Но это ведь все равно очень хорошо.

Тут, конечно, тоже зависит от того, как посмотреть. Когда я везу ребят на олимпиаду, я им всегда говорю: «Давайте каждый из вас возьмет по медали». Дело в том, что в олимпиаде участвуют примерно 80 стран. И только где-то в 20-и из них медали получают все четыре участника сборной, это большая редкость. Поэтому я часто говорю, что пусть лучше никто не останется без награды, чем у кого-то одного будет золото, а у остальных – ничего.

В Назарбаев Университете вы занимаетесь биоинформатикой. С вашей точки зрения, будущее за междисциплинарными направлениями?

Если просто посмотреть историю развития науки, то окажется, что очень важные, крупные прорывы происходили именно на стыке дисциплин. Я даже иногда шучу, что все крупные открытия в биологии сделаны физиками, но если серьезно, то развитие именно междисциплинарных направлений очень важно, а для этого у человека должна быть хорошая эрудиция. Это, кстати, хорошо понимают на Западе, там даже часто можно услышать такое мнение, что олимпиады не очень нужны, потому что они ориентируются на какие-то узкие области, а у специалистов сегодня должен быть широкий кругозор. И тут есть доля правды. Когда я учился на физфаке Новосибирского университета, то никогда бы не поверил, что в будущем займусь программированием: я, скажем прямо, в те времена недолюбливал Фортран. Тем не менее, жизнь так сложилась, что сейчас для меня программирование – это моя лопата, мой основной инструмент, я с помощью этой лопаты обрабатываю данные, которые собирают биологи: речь идет о колоссальном объеме информации, человеку попросту не хватает времени на ее анализ. Мы ищем методы для того, чтобы получить результат на основе имеющихся массивов данных. Я считаю, что это очень важная тема. Более того, существует, например, глобальная научная проблема – проблема сворачивания белка, есть еще, как говорил Виталий Гинзбург, одна из трех великих проблем – объяснение происхождения жизни и мышления и создание «жизни в пробирке». Сложные системы вряд ли возможно рассчитать вручную, то есть, ответ будет получен с помощью вычислительной машины. Получается, что последняя точка в решении будет поставлена именно программистом.

Насколько олимпиады успевают за этим интересом к междисциплинарности?

Олимпиады находятся на пике. Например, возьмем сложную математическую проблему: она раскладывается на огромное количество подпроблем. И чтобы решить ее, необходимо справиться с огромным количеством мелких задач. Если человек не может решить мелкую задачу за ограниченное время, то ему и крупная будет не под силу. В этом смысле олимпиады учат быстро решать стандарты. Это во-первых. А во-вторых, авторы этих задач, как правило, придумывают задания на основе своих научных работ. В этом смысле олимпиады выводят ребят на передовые горизонты науки.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

11.09.2017 Духван Ли: «В науке очень важно видеть общую картину»04.09.2017 Стартовала Международная олимпиада мегаполисов
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


22.11.2017 Андрей Станкевич: «Многие победители проявляют себя только в старших классах»24.10.2017 Не победить и жить дальше: советы психологов на случай поражения на олимпиаде09.10.2017 Стив Возняк: «Всегда старайтесь стать лучшими в мире»05.10.2017 Перевести с древнеегипетского и пощупать желудок: чем заняться на фестивале науки NAUKA 0+02.10.2017 Свобода, равенство, любопытство: с чего начинался Турнир Ломоносова