Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


12.12.2017 ВундерПермь: откуда берутся победители международных олимпиад07.12.2017 Олимпиада по праву: меньше простых заданий и больше сложных01.12.2017 Представление сборной России. Международная естественно-научная олимпиада01.12.2017 Лайфхаки от призера Всероссийской олимпиады школьников по физике29.11.2017 Как изменится региональный этап всероса по литературе24.11.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по информатике23.11.2017 10 лайфхаков по немецкому языку от победителя Всероссийской олимпиады22.11.2017 10 лайфхаков от призера Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре22.11.2017 Андрей Станкевич: «Многие победители проявляют себя только в старших классах»21.11.2017 15 лайфхаков от призера всероса по математике
все регионы | Литература11 октября 2017 18:28

История заданий всероссийской олимпиады школьников по литературе

В 2017 году всеросс по литературе прошел в Ярославле, там же, где проходил впервые 22 года назад, в 1995 году. Возвращение места проведения туда, где все начиналось – хороший повод обратиться к истории олимпиады, в частности, к тому, как менялись и развивались ее задания.

Главное задание

Олимпиада по литературе среди прочих предметных олимпиад стоит особняком, потому что фактически это единственная олимпиада, одно из основных заданий которой вовсе не предполагает ключей. К примеру, в отличие от эссе по истории и обществознанию, нет условного списка терминов, которые необходимо употребить. В связи с этим, каждая работа неповторима и требует индивидуальной проверки. Поэтому составление таких заданий, к которым возможно найти несколько подходов, выявляющих уровень и глубину ответа – настоящее искусство.

С первых же олимпиад эту роль получил анализ художественного текста малой формы (рассказа и стихотворения). Текст чаще всего относился не к школьной программе, но принадлежал классику. Любимыми писателями у составителей были и остаются Чехов, Бунин, Набоков, Андреев, Олеша и др. Для стихотворений пространство поиска тем более широко: даже у самого подробно изучаемого «школьного» автора Пушкина количество малоизвестных стихотворений велико. Иногда участникам предлагают, напротив, известные, даже входящие в школьную программу, но непростые тексты. Из опыта последних лет вспоминаются «Полководец» Пушкина или «Адмиралтейство» Мандельштама. Такой методический ход предполагает преодоление участником традиционного взгляда на текст, не отменяющее необходимость его изложения, и создание собственной интерпретации. То, что выбор автора и произведения до самого начала тура остается непредсказуем, волнует участников и интригует взрослых. Делаются прогнозы, кого выберут составители на этот раз. Секрет задания по анализу – в его одновременной оригинальности и простоте. Несмотря на кажущееся «неучастие» составителя в создании текста задания на этот тур, сам его выбор – это решение трудной методической задачи. Нужно найти интересное произведение, удачно дифференцирующее участников по уровню литературной подготовки.

В качестве короткого примера такого «олимпиадного» прозаического текста можно привести рассказ И. А. Бунина «Убийца»:

Дом с мезонином в Замоскворечье. Деревянный. Чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской. Перед ним толпа и большой автомобиль, казенный. В растворенные двери подъезда виден на лестнице вверх коврик, серый, с красной дорожкой. И все толпа смотрит туда с восхищением, слышен певучий голос:

– Да, милые, убила! Вдова молодая, богатого купеческого роду... Любила его, говорят, до страсти. А он только на ее достаток льстился, гулял с кем попало. Вот она и пригласила его к себе на прощанье, угощала, вином поила, все повторяла: «Дай мне на тебя наглядеться!» А потом и всадила ему, хмельному, нож в душу...

Открылось окно в мезонине, чья-то рука в белой перчатке дала знак автомобилю. Машина зашумела, народ раздался. И вот она показалась - сперва стройные ноги, потом полы собольей накидки, а потом и вся, во всем своем наряде - плавно, точно к венцу, в церковь, стала спускаться вниз по ступенькам. Бела и дородна, черные глаза и черные брови, голова открыта, причесана гладко, с прямым пробором, в ушах качаются, блещут длинные серьги. Лицо спокойно, ясно, на губах ласковая улыбка - ко всему народу... Вошла в машину, села, за ней вошли власти, человек в ловкой шинели строго и недовольно глянул на любопытных; хлопнула дверца, машина сразу взяла с места...

И все, глядя вслед, с восхищением:

– И-их, покатили, помчали!

1930

В бунинском рассказе прослеживается любопытное фабульное решение: само действие длится всего несколько мгновений, но классические требования к композиции – наличие экспозиции, завязки, кульминации и развязки – все равно соблюдены. Образ героини вырастает из фольклорных мотивов, которые задаются напевным стилевым окрасом первой реплики в рассказе – голоса из толпы. Текст совсем небольшой, но дает пространство для содержательного размышления о том, как он устроен.

Сверхзадача анализа – раскрытие смыслового и стилевого своеобразия произведения через конкретные наблюдения по нему. При этом анализ сам по себе должен представлять связный текст со стройно выдержанной композицией. Работа над ним предполагает сосредоточение литературоведческих знаний, владение теоретическим аппаратом, стилистический вкус в создании собственного текста.

Эволюция олимпиады

В программе заключительного этапа всеросса по литературе три тура. До 2014 года все туры были письменными и делились так: первый – комплексный анализ прозаического текста, второй – сопоставительный анализ двух или нескольких стихотворений. В третьем же туре участники получали задания, посвященные истории и теории литературы: определение автора короткого фрагмента по стилю и памяти, задание на знание биографий, культурного контекста. Развернутых ответов требовали историко-литературный комментарий к небольшому художественному тексту с объяснением непонятных обыкновенному читателю реалий, написание литературоведческой статьи и, наконец, творческое задание. В последнем участник должен проявить себя как стилист, работая в предложенном жанре и решая оригинальную литературную задачу. Например, в 2011 году участники должны были продолжить переписку между двумя писателями: Пушкиным и Вяземским, Григоровичем и Чеховым, Чуковским и Горьким. Другое характерное задание на стилизацию – сочинение диалога между персонажами разных произведений, например, между Штольцем и Базаровым.

С 2014 года распределение туров претерпело изменения: анализ остался только в первом, и участники получили возможность самостоятельно сделать выбор между комплексным анализом прозаического или поэтического текстов. Творческое задание переросло в отдельный, теперь второй по счету тур, увеличилось в объеме и балловом значении. Составители стали подключать возможности медиа при создании творческих заданий. Например, анализ кинофрагмента из экранизации произведения русской литературы или подготовка слайдов для выступления на научной конференции.

Новинкой последних лет стало появление устного тура. Поначалу это было рассуждение на тему высказывания о литературе или литературной проблеме, вполне подразумевающее последующий диалог с членом жюри. В этом году жанр задания устного тура немного изменился и неожиданно приблизился к первому туру. Участникам предложили устно проанализировать стихотворение поэта так называемого «второго ряда» и попытаться объяснить выбор эпохи, к которой оно могло относиться и даже попробовать угадать автора.

Сегодня региональный и заключительный этапы олимпиады схожи между собой, потому что в 2014 году регион по литературе впервые стал проходить не в один день, а в два. Это позволило «срифмовать» эти этапы: задания на них соответствуют друг другу. Пакет первого тура содержит шесть текстов на анализ – по одному стихотворному и прозаическому для каждой параллели, для второго тура создаются оригинальные творческие задания.

Тот плодотворный контакт, который установился между членами жюри и руководителями команд, обмен методическими находками и мнениями, та общность олимпиадного движения, столь характерная для всеросса по литературе, во многом обязаны замечательным по своему разнообразию заданиям, традиционным и в то же время предполагающим поиск новых находок и для составителей, и для учителей, и для школьников.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Михаил Кипнис

Публикации автора


13.11.2017 10 лайфхаков по русскому языку от многократной победительницы филологических олимпиад10.11.2017 10 лайфхаков по истории искусства для участников олимпиад по МХК21.10.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по литературе от трехкратного победителя всероса11.10.2017 История заданий всероссийской олимпиады школьников по литературе29.09.2017 «Турнир имени М. В. Ломоносова – это масштаб», – координатор олимпиады Дмитрий Зарубин