Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


17.11.2017 10 лайфхаков по истории от трехкратного победителя всероссийской олимпиады16.11.2017 10 лайфхаков от многократного победителя географических олимпиад16.11.2017 Ты должен понимать математику и при этом можешь быть гуманитарием15.11.2017 Лайфхаки по технологии от двукратного призера всероса14.11.2017 10 лайфхаков от победителя международной олимпиады по химии13.11.2017 Физика – это семейное. Отец победителя Международной физической олимпиады делится опытом13.11.2017 10 лайфхаков по русскому языку от многократной победительницы филологических олимпиад10.11.2017 10 лайфхаков от призера всероса по итальянскому языку10.11.2017 Представление сборной России. Международная олимпиада по астрономии и астрофизике10.11.2017 Льготы вузов для победителей и призеров олимпиад 2017/18 из Перечня
все регионы | все предметы24 октября 2017 12:59

Не победить и жить дальше: советы психологов на случай поражения на олимпиаде

Ежегодно на олимпиадах выступает огромное количество школьников, но при этом побеждают единицы. И, конечно, всем, кто не попал в число счастливчиков, сложно не расстраиваться, а фраза «главное – участие» в этот момент вряд ли утешит. Мы поговорили с психологами Центра педагогического мастерства Марианной Войцик, Никитой Власовым и Юлией Горбуновой о том, как не потерять интерес к любимому предмету после поражения, и записали их советы.

Перед психологами, которые работают с олимпиадниками, стоят две задачи: повысить количество успешных выступлений и сделать так, чтобы соревнование принесло участнику пользу вне зависимости от того, какой у него результат. Когда в 2014 году в Центре педагогического мастерства появилась психологическая служба, оказалось, что одно из основных направлений работы – это именно работа с неудачей. Причем чем выше поднимаешься, тем дороже тебе дается эта неудача. Так для многих ребят проще принять то, что они не прошли в финал, чем то, что прошли, но при этом не заняли какого-нибудь места. Хотя, на самом деле, добраться до завершающего этапа – это уже достижение.

При этом, конечно, даже в случае провала на олимпиаде можно избежать психологической травмы и даже выйти из этой ситуации победителем. Вот несколько советов, которые могут помочь:

...при подготовке к олимпиаде

  • Подумай (или даже запиши на листочке), какие выгоды ты получаешь от участия в соревновании. Причем именно от участия, а не от победы: попробуй посмотреть на олимпиаду не с точки зрения «затащил или слил», а с позиции «поучаствовал или поучаствовал и получил приятный бонус в виде хорошего результата».
  • Участие действительно дает множество плюсов. Во-первых, сама подготовка к соревнованию – это колоссальный опыт, тебя тренируют лучшие педагоги, ты получаешь дополнительное внимание учителей. Во время олимпиады ты, можно сказать, попадаешь в элитное общество: тебя окружают ребята твоего же уровня, у тебя есть возможность пообщаться со взрослыми, которые занимаются интересующими тебя вещами. А если речь идет еще и о выездном этапе, то можно не только подружиться со сверстниками из разных уголков страны, но и познакомиться с каким-то новым городом. И, конечно, олимпиада – это не какой-нибудь летний лагерь, ты здесь не ребенок, за которым нужно постоянно присматривать, а полноправный участник, который приехал показать, на что способен. Так что это еще и отличная возможность почувствовать себя самостоятельным.
  • Не сравнивай себя с другими: сравнивай себя с собой же и старайся показать максимальный для себя результат. Выше головы, конечно, не прыгнешь, но попробовать всегда можно.
  • Безусловно, олимпиада – это соревнование, но важно вступать в борьбу, а не в драку: видеть в других участниках достойных соперников, уважать то, что они тоже готовились и работали. И, в конце концов, именно здоровая конкуренция делает олимпиаду более захватывающей и дает тебе шанс проявить себя еще ярче, показать все свои качества, что невозможно сделать, если у тебя слабые противники.
  • Поддерживай своих товарищей по команде. Хорошо, если это делает педагог, но ведь у него часто не хватает времени на всех. Так что стоит отбросить страх и стеснение и выразить свою поддержку вслух. Конечно, на олимпиадах, чаще всего, индивидуальный зачет, но, на самом деле, дружеская атмосфера внутри команды поможет каждому.
  • Если тебе не хватает поддержки, ты не чувствуешь ее, то ты можешь обратиться к родителям, друзьям, педагогам и психологам. Для начала стоит просто поделиться с ними своими переживаниями, например, сказать: «Я очень нервничаю. Я боюсь, что если я плохо выступлю, то на меня будут ругаться в школе».

…на олимпиаде

  • Допустим, ты посмотрел на задания и все они показались тебе слишком сложными. Не надо впадать в панику и думать, что «я не знаю, я не смогу!» Лучше всего для начала успокоиться и прийти в себя с помощью простого дыхательного упражнения: подышать животом. Делаешь глубокий вдох и выдох в два раза длиннее вдоха. Подыши так десять раз, скажи себе: «Все спокойно, олимпиада только начинается, еще ничего не произошло. Некоторые задания кажутся мне сложными, возможно, даже все. Что ж, тем интереснее будет с ними разобраться, попробую сделать то, что смогу». Даже если действительно все они слишком трудные, ты можешь повертеть их с разных сторон, потратить отведенные три часа на исследование, максимально глубоко проникнуть в суть этих заданий и отстраниться от всего, что будет после.
  • На втором-третьем часу олимпиады приходит усталость. Тебе, возможно, кажется, что ты сделал все, что мог, ты опустошен и больше у тебя ничего не получится. В это время надо выйти в туалет, даже если нет такой необходимости, умыться прохладной водой, если чувствуешь, что засыпаешь, или теплой, если, наоборот, взбудоражен. Можно подвигаться, поприседать, ввести организм в тонус.
  • Когда олимпиада подходит к концу и ты чувствуешь, что нужен последний рывок, чтобы все перепроверить, можно активировать себя с помощью нескольких простых упражнений. Например, хорошо помогает интенсивное растирание пальцев от периферии к центру: таким образом ты собираешься, стимулируешь ряд зон головного мозга, твое внимание концентрируется на том, что происходит в данную секунду с твоим телом. Еще один эффективный метод – это сильно натереть мочки ушей. Кроме того, ты можешь встать, походить, выйти из кабинета, попросить открыть форточку. Помни, что олимпиада проводится для тебя и главное тут – это твои потребности, не надо стесняться.

…во время объявления результатов

  • Чтобы меньше волноваться во время объявления баллов или конечных результатов, нужно быть абсолютно уверенным, что ты сделал все, что в твоих силах, ты ничего не мог изменить. А для этого на туре нужно работать, сосредоточиться на заданиях, а не думать, что же там будет потом.
  • Как только ты узнал свои баллы, хорошо побыть какое-то время одному. Например, посмотреть свой результат и пойти прогуляться или закрыться в номере, просто переварить эту информацию. Тут у каждого свои приемы: можно что-то нарисовать, можно выместить свою агрессию и, например, порвать какую-нибудь газетку. Если ты чувствуешь, что у тебя эйфория, то можно побегать-попрыгать. Главное, дать выход своим эмоциям.
  • Проанализируй, о чем говорит твой результат. Допустим, тебе кажется, что у тебя нет шансов на победу: подумай о плюсах и минусах, которые есть в этой ситуации. И тут стоит сосредоточиться на том, что плюсы действительно существуют, и не потому, что ты не выиграл, а потому, что ты участвовал. Это, опять же, уникальный опыт, новые друзья, впечатления от путешествия в новый город.
  • Помни о том, что олимпиада – это отчасти все-таки случай, некое стечение обстоятельств. Попались такие задания, а могли попасться другие. Ты был в таком состоянии, а мог быть и в другом. Сделать все невозможно, нельзя быть на 100% готовым к соревнованию. Нужно не забывать: специфика олимпиад в том, что это не просто школьная программа, а нечто сверх этого, и организаторы могут придумать что-то необычное. Например, в этом году на финальном этапе всероссийской олимпиады по МХК были задания, которые касались мира Гарри Поттера и Властелина Колец. И для многих детей это стало отдушиной, помогло пережить неудачное выступление. Они нашли выход своим эмоциям: «Как это, олимпиада по мировой художественной культуре, и тут задания не про Станиславского и Дега, а про Хогвартс», им это показалось смешным и нелепым, появились шутки в духе «Я провел 35 часов в Третьяковке, но не перечитал “Гарри Поттера”». И ребят никто не останавливал, потому что было понятно: таким образом им проще пережить свое поражение.
  • После объявления результатов, как правило, участники разъезжаются не сразу, им приходится все равно общаться друг с другом еще какое-то время, поэтому хорошо, если организаторы проведут этот этап разумно. Например, в прошлом году на финале всероса по химии сначала выдали дипломы, а потом была церемония закрытия и представление. Ребята сидели в темном зале и у каждого была возможность остаться наедине с собой и пережить то, что только что произошло, успокоиться.

…после олимпиады

  • Не надо отождествлять себя со своим результатом. Многие люди рассуждают так: «Я – это мой интеллект, а мой интеллект – это мой результат». Следуя этой логике, если плохо выступил на олимпиаде, значит, ты ноль. Но это неправда. Во-первых, олимпиада не измеряет интеллект: она измеряет конкретные знания по конкретным вопросам в конкретный момент времени. Во-вторых, у человека кроме интеллекта есть еще чувства, эмоции, переживания, есть творческое мышление.
  • Проанализируй свое выступление на олимпиаде и подумай, как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше. Основательно подойди к подготовке: структурируй всю информацию, которую ты должен освоить, создай таблицу с отметками: какие темы уже пройдены, а какие – еще нет. Составь когнитивную карту: распиши всю систему знаний в рамках своего предмета и найди, в каких направлениях у тебя пробелы, определись с планом занятий.
  • Часто ребята говорят: «Я так хотел сделать подарок школе, все так ждали моей победы, это так важно для меня!». Это неверный, нездоровый подход. Не забывай, что твой результат и ожидания твоих учителей – это разные вещи. Они не имеют права требовать от тебя каких-то успехов, ты не должен оправдывать их ожидания. Единственный человек, который имеет право тебя оценивать, это ты сам. И, как уже говорилось, в олимпиаде очень важны не только знания и смекалка, но и везение.
  • Помни о том, что олимпиады не всем подходят и не всем нравятся, и это нормально. Ты можешь попробовать себя в этом направлении, но может оказаться, что у тебя не подходящий для этого занятия склад характера, мышления, личности. И это не плохо, это значит, что ты просто другой человек. Например, олимпиады в большинстве своем сейчас нацелены именно на ребят, которые обладают большим объемом знаний, а творческих заданий в них не всегда много.
  • Не забывай о том, что любая школьная олимпиада – это всего лишь проба пера, главные достижения в жизни все-таки несколько другие. Возможно, тут тебе повезет больше!

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


24.10.2017 Не победить и жить дальше: советы психологов на случай поражения на олимпиаде09.10.2017 Стив Возняк: «Всегда старайтесь стать лучшими в мире»05.10.2017 Перевести с древнеегипетского и пощупать желудок: чем заняться на фестивале науки NAUKA 0+02.10.2017 Свобода, равенство, любопытство: с чего начинался Турнир Ломоносова28.09.2017 «Олимпиады – это химия, но с элементами спорта», – организатор международных олимпиад по химии Александр Гладилин