Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


22.02.2018 Откуда берутся победители международных олимпиад: Челябинские Чемпионы21.02.2018 Загадочное тетрамино: как восьмиклассник Юра Маркелов стал автором олимпиадной задачи21.02.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 920.02.2018 Кубики Рубика, оригами, микроскопы: участники Матпраздника о самом интересном18.02.2018 Разборы задач Математического праздника13.02.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 813.02.2018 6 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по ОБЖ12.02.2018 Без ограничений и на равных: как дети с инвалидностью участвуют в олимпиадах09.02.2018 6 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по технологии. Часть 208.02.2018 5 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по технологии. Часть 1
все регионы | все предметы22 декабря 2017 12:49

Олимпиада 6+: все, что нужно знать об олимпиадах для начальной школы

Не все знают, что в олимпиадах могут участвовать не только старшие ребята, но и малыши. Для них это, прежде всего, увлекательная игра и возможность узнать побольше о предмете. Мы расспросили экспертов о том, что нужно знать родителям младшеклассников об олимпиадах и как помочь ребенку, который впервые решил в них участвовать.

Алексей Горбачев, начальник отдела организации интеллектуальных соревнований Центра педагогического мастерства, главный редактор Olimpiada.ru:

В каком возрасте стоит начинать участвовать в олимпиадах?

Нужно начинать тогда, когда ребенок хочет, когда у него есть желание. Никакого конкурентного преимущества у школьника, который участвовал в олимпиадах в 1-2 классе, по сравнению с детьми, которые начали в 5-7 классе, нет. В этом возрасте главное – получить удовольствие и хорошо провести время, а если этого не происходит, то эффект может быть и отрицательным.

В каких формах проводятся олимпиады для младшеклассников, на какие вы бы посоветовали обратить внимание?

Если говорить о форме олимпиад, то надо понимать следующее: младшеклассникам бывает сложно долго писать и разумно выражать свои мысли на бумаге, поэтому задания, где нужно прописывать решения – это «высший пилотаж». Плюс они довольно мало знают, поэтому круг предметов ограничен: это может быть математика, логика, окружающий мир, какие-то соревнования, связанные с языком.

Надо понимать, что олимпиад для младших школьников мало, и понятно почему: придумать для них задания очень трудно. Существует несколько успешных опытов. Есть, например, олимпиады в игровой форме, начиная с онлайн-игр вроде олимпиады «Плюс» или «Русского с Пушкиным», заканчивая офлайн-квестами – тут можно вспомнить «Музеи. Парки. Усадьбы». Бывают и устные туры, например, у осеннего и весеннего Олимпа.

Организовать очную олимпиаду для младшеклассников крайне сложно, удачных примеров – единицы. Соревнование – это, в любом случае, стресс, и тут требуется невероятная тактичность со стороны организаторов. А когда мы говорим про олимпиады, в которых участвуют тысячи человек, понятия «тактичность» и «управление людскими потоками» могут конфликтовать друг с другом.

Еще один классный жанр, который представлен в тех же «Музеях. Парках. Усадьбах» – это семейная олимпиада. Но опять же, одни родители будут стараться, чтобы дети выполняли задания, а другие войдут в азарт и будут все делать за детей.

С какой целью дети должны участвовать в олимпиадах?

Тут единое правило для всех классов: главное – не победить, а получить удовольствие от заданий. То есть, если детям понравилось решать, если им было комфортно, то все замечательно, организаторы добились своей цели. А если ребенок даже что-то решил, но ему не понравилось, то это, можно сказать, неуспех. Олимпиад, в которых есть именно соревновательность, для маленьких почти нет. Конечно, время от времени мы видим организаторов, которые пытаются идти по принципу рейтингования, но чаще всего такие попытки заканчиваются слезами и быстро сворачиваются. В принципе любой минус, который есть в олимпиадах, в соревнованиях для младших классов вырастает в сотни раз. И плохие олимпиады для младших школьников долго не живут, очень быстро все доходит до скандала.

Как решать вопрос с победителями и наградами? И насколько вообще правильно говорить о победителях и проигравших, если речь идет о младших классах?

Отбирать среди второклассников самого умного второклассника – затея, мягко скажем, совершенно идиотская. Поэтому абсолютно стандартная ситуация, когда на офлайновых олимпиадах много победителей, а на тех же онлайн-олимпиадах их количество может исчисляться тысячами. В интернет-турах раздать несколько тысяч грамот в электронном виде не жалко.

Если говорить о наградах, то тут надо помнить, что олимпиада – это средство пропаганды знаний, а не обогащения. Поэтому для младших школьников тут все-таки должны быть не планшеты и еще какие-то дорогие вещи, а, например, дипломы или книжки. Еще сейчас появился интересный вариант, когда детей награждают занятиями или мастер-классами, за которые обычно нужно платить.

Часто ли младшеклассников подталкивают к участию в олимпиадах учителя или представители школы?

Такие прецеденты могут возникать совершенно в любых классах. Очень немногие олимпиады для младших приносят какие-то бонусы школам, едва ли не единственный пример – это «Музеи. Парки. Усадьбы». Там бывает, что детей загоняют, но дело в том, что организаторы рейтингов специально придумали такую систему, при которой загонять бесполезно, на позицию школы это все равно не повлияет. А если стимула нет, то и учителя спокойно относятся к соревнованиям. Мне кажется, в младшей школе с этим вопросом пока проще, чем в старшей.

Женя Кац, игровой педагог, автор заданий олимпиады «Плюс»:

С какого возраста детям стоит принимать участие в олимпиадах? Всем ли нужно пробовать свои силы?

Олимпиады бывают разные. Если олимпиада проводится в письменном виде, то часто ученикам 1-2 класса бывает сложно прочитать и понять условия задач. Если она проходит онлайн и все условия задач похожи на компьютерную игру, то для многих этот формат удобнее. А если у детей есть возможность принять участие в пробном туре олимпиады, то они могут заранее  попробовать свои силы и познакомиться с инструментами, которые пригодятся при решении задач.

Онлайн-олимпиада «Плюс» может заинтересовать и увлечь математикой даже тех детей, которым этот предмет не очень нравится в школе, поэтому имеет смысл предлагать её самым разным детям. Одни ребята сильнее в решении текстовых задач, другим лучше дается геометрия. Детям полезно увидеть, что математика – это не только столбики с примерами…

Основное, что вызывает поначалу сложности – это решение задач на время. В пробном туре время на решение задач никак не ограничено, но в основном туре на всю олимпиаду отводится только час. Для большинства детей подобное ограничение – это стресс. Особенно сложно медлительным детям. Трудности могут возникнуть и у тех, кто пишет олимпиаду в школе: здесь на решение задач им дают не час, а всего 40 минут.

В любом случае, первая олимпиада часто кажется труднее именно из-за ограничений по времени. Однако если у детей есть возможность несколько раз в год решать подобные олимпиады, то они получают опыт и понимают, что надо сложные задачки оставлять напоследок, а простые решать первыми. Этот опыт может пригодиться потом и на обычных олимпиадах.

Как заинтересовать младшеклассников олимпиадами и необычными заданиями?

У многих детей в начальной школе возникает привычка все задачи подгонять под какой-то знакомый шаблон. Первоклашки так и спрашивают: «А это задача на сложение или на вычитание?» Олимпиадные задания дают возможность расширить представление детей о том, какие бывают задачи. Если в задачах встречаются сказочные мотивы, например, драконы и пещеры, или знакомые сюжеты типа разделения шоколадок, то детям это нравится.

На что стоит обращать внимание при подготовке младшеклассников к олимпиадам и стоит ли вообще их специально готовить?

Олимпиады для началки не ставят перед собой задачу подготовить детей к более сложным олимпиадам. Задача онлайн-олимпиад – показать детям разнообразие задач и увлечь их математикой. Специально готовить детей к этим олимпиадам не нужно.

В чем специфика заданий олимпиад для маленьких? Что необходимо  учитывать составителям?

Им нужно не забывать, что дети 1-2 класса плохо воспринимают длинные текстовые задачи, поэтому надо стараться так сформулировать условие, чтобы дети всё могли понять из картинок или из специальной «обучалки».

Какие олимпиады для младшего возраста вы бы порекомендовали?

Я бы посоветовала обратить внимание на «Олимпиаду Плюс» и олимпиаду BRICSMath.

Оксана Панферова, педагог-психолог, кандидат психологических наук:

О чем нужно обязательно помнить организаторам соревнований для младшеклассников?

Организаторам стоит не забывать, что в начальной школе велика разница между 1-2 и 3-4 классами. В первом классе идет переход от игровой деятельности к учебной; во втором – учебная деятельность активно поддерживается, но при этом дети еще очень незрелые в плане саморегуляции, самоконтроля. Например, им трудно удерживать внимание 20-25 минут без музыкальных пауз, двигательных разминок. Они еще до конца не поняли, как взаимодействовать друг с другом, как обмениваться информацией в парах, не научились поочередно слушать и говорить друг с другом, не говоря уже про работу в мини-группах по 3-4 человека. Поэтому для 1-2 класса очень подойдет формат олимпиады-игры. В 3-4 классе у детей появляется выраженный интерес к общению друг с другом, идет процесс обучения работе в мини-группах, ролевое взаимодействие. В этом возрасте ребята уже более зрелые, они лучше контролируют себя, свое поведение, способны удерживать внимание на уроках до 30 минут. Для них подходит классический формат олимпиады – олимпиада как соревнование (включение групповых форм работы, игровых-мотивационных элементов также приветствуется).

Если говорить про специфику олимпиады для начальной школы, в идеале, она должна включать в себя не только проверку знаний по предметам, но и выявлять личностный потенциал ребенка: навыки лидерства, навыки взаимодействия с другими детьми в малых группах (ролевое взаимодействие), а также способность концентрировать внимание, переключаться с одной деятельности на другую, что во «взрослой» жизни будет немаловажным для достижения успеха. Что касается 1-2 классов, тут лучше, если это будет игра: менее формальная и более непосредственная обстановка, чтобы у детей было меньше стресса и они смогли лучше себя показать.

Как родителям понять, что ребенок готов к участию?

Родителям нужно понаблюдать, есть ли у ребенка выраженный интерес к какому-либо предмету или к конкретному виду деятельности. Например, если ребенок чем-то активно интересуется (математикой, иностранными языками, компьютерами, техникой, природой, сказками и так далее), то у него есть потенциальная возможность участвовать в олимпиаде. Готовность к участию проявляется в следующих моментах: ребенок сам активно интересуется конкурсами, демонстрирует желание в них участвовать (в случае, если он знает о существовании таковых). Или, как минимум, не боится большого скопления людей, незнакомых взрослых, которые будут задавать ему вопросы, спокойно реагирует на новую обстановку. Этого вполне может быть достаточно, чтобы привести ребенка на соревнования.

Должно ли желание пойти на олимпиаду исходить от ребенка, либо это может быть инициатива родителей?

И первое, и второе – хорошо. Инициатива родителей отнюдь не возбраняется. Бывает такое, что первоклассник и не знает о существовании олимпиад, разве что по телевизору видел спортивные Олимпийские игры и сам участвовал в каких-то соревнованиях в спортивной секции. Поэтому это нормально, если родители расскажут ребенку, что есть такие мероприятия, где встречаются дети, подростки, взрослые, где они соревнуются; на одних мероприятиях нет проигравших, на других – есть. То есть, необходимо, чтобы родители поделились информацией с ребенком, потому что есть вещи, про которые дети 7-8 лет могут сами не знать.

Что дает участие в олимпиадах в столь юном возрасте?

Любая внешкольная активность направлена на всестороннее развитие ребенка, на расширение его границ, получение нового опыта, на самопознание и формирование самоконтроля (в частности, в процессе подготовки к олимпиаде). Развиваются функции внимания, памяти, мышления, расширяется личностный потенциал ребенка, появляются новые коммуникативные навыки. В целом, правильно организованная физическая и интеллектуальная активность закладывает базу для последующего развития ребенка (как фундамент в доме).

Нужно ли участие в олимпиадах всем детям?

Единственное противопоказание к участию – это когда ребенок открытым текстом говорит: «Я не пойду на это соревнование, я не хочу, мне не нравится этот предмет, мне не нравится общаться с новыми людьми, я боюсь туда идти». То есть, когда ребенок идет в категорический отказ. А если такого нет, то участие в олимпиадах будет полезно для каждого.

Нужно ли родителям проводить какую-то предварительную беседу или, наоборот, лучше не акцентировать внимание ребенка на соревновании?

Здесь надо учитывать, во-первых, возраст ребенка: если ему 7-8 лет и он не знает, что такое олимпиада, конечно, родителю необходимо дать ему какую-то информацию, чтобы сориентировать его в предстоящем мероприятии. Во-вторых, нужно брать во внимание личностные особенности ребенка. Если первоклассник-второклассник сам по себе очень тревожный, то лучше сильно не акцентировать внимание на том, что его ждет, ни в коем случае нельзя фокусироваться на возможном негативном результате, говорить, что он может проиграть или занять последнее место и так далее.

Стоит максимально поддержать ребенка, сказать, что родители его любят просто потому, что он их сын или дочь, что он молодец, что он старается и у него хорошо получается. Можно сказать, что олимпиада – это способ получить новый опыт, обрести новых друзей и просто весело и интересно провести время.

Если же взять ученика 3-4 класса, который тоже очень тревожный и очень боится, но при этом хочет участвовать, то родителям, наоборот, нужно не раз обсудить с ребенком возможные варианты исхода олимпиады: что он может быть доволен своим результатом (но это не значит, что не нужно развиваться и расти дальше), а может и потерпеть поражение (и это тоже можно обыграть в положительном ключе, вынести какой-то позитивный опыт из такого развития событий).

Самое главное, чтобы родители заняли правильную позицию: позицию помощника для своего ребенка. Им можно посоветовать сохранять внутреннее спокойствие, не паниковать перед олимпиадой, не нервничать, вести себя максимально естественно и попробовать получить удовольствие от предстоящего дня. Не создавать какой-то дополнительной суеты, тревожности, нервозности, потому что эмоциональное состояние взрослого напрямую влияет на самочувствие ребенка. Поэтому спокойствие мамы и папы – залог успеха в делах их детей.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

20.11.2017 Математика – это интересно и доступно всем14.04.2016 Как решить задачу про мудреца, или игра на выигрышную стратегию05.10.2014 Осенний Олимп: «Поздравьте детей с праздником!»
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


22.02.2018 Откуда берутся победители международных олимпиад: Челябинские Чемпионы21.02.2018 Загадочное тетрамино: как восьмиклассник Юра Маркелов стал автором олимпиадной задачи20.02.2018 Кубики Рубика, оригами, микроскопы: участники Матпраздника о самом интересном12.02.2018 Без ограничений и на равных: как дети с инвалидностью участвуют в олимпиадах19.01.2018 Решать не перерешать: история самой большой российской системы геометрических задач