Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


18.04.2018 Работы победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады 2017/1818.04.2018 Организатор Биомедицинского праздника Артем Лысенков: «На самом деле, генетика подвластна даже семиклассникам» 16.04.2018 Синие дрожжи и капустный сок: участники Биомедпраздника рассказывают о своих впечатлениях12.04.2018 Химия в снегах: участники финала всероссийской олимпиады делятся впечатлениями11.04.2018 Биомедицине без математики – никуда09.04.2018 Расписание международных олимпиад в 2018 году05.04.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1303.04.2018 «Аз словом сим»: как студентка ВШЭ Оксана Осадчая разработала версию шрифта Брайля для древнерусского языка02.04.2018 Олег Угольников: «Настоящий астроном должен быть мультиразвитым человеком»29.03.2018 Советы психолога финалистам Всероссийской олимпиады
все регионы | Астрономия28 марта 2018 12:39

Мария Волобуева, член жюри финала ВОШ по астрономии: «Удовольствие можно получить и не став призером»

В воскресенье в Волгограде объявили результаты заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Мы поговорили с членом Центральной предметно-методической комиссии по астрономии, членом жюри заключительного этапа и педагогом дополнительного образования петербургского лицея № 533 Марией Волобуевой о том, как подготовиться к соревнованиям, кто в этом году выступил лучше всех и есть ли преимущества у восьмиклассников, которые пишут работу за девятый класс.

Какие у вас впечатления остались от заключительного этапа? Изменилось ли что-то по сравнению с прошлым годом, например?

Впечатления, конечно, положительные. В этом году заметно вырос средний балл участников, и реальная граница выдачи дипломов впервые за долгое время надежно отодвинулась от 50% баллов.

Какая параллель в этом году выступила лучше всех?

Пожалуй, лучше всего себя показал 11 класс. В прошлом году было ровно наоборот – самой успешной параллелью оказались девятиклассники.

Фото: Пресс-служба ВолГУ

Как вам кажется, задания финального этапа со временем усложняются? Есть ли тут какая-то динамика?

Каждая следующая олимпиада необязательно сложнее предыдущей, она может даже оказаться проще. Но если рассматривать ситуацию на более крупных отрезках времени, скажем, пять лет, то да, уровень сложности растет. Кроме того, отчасти меняется и тематика – если раньше комплекты почти полностью состояли из задач по «классической» астрономии, то сейчас всё больше и больше задач затрагивают различные разделы астрофизики.

Есть ли у заданий заключительного этапа какая-то специфика, чем они отличаются от задач других этапов, помимо сложности?

Понятие сложности само по себе комплексное. В него входит как количество «действий», физических законов, которые необходимо применить для решения конкретной задачи, так и куда менее поддающиеся формализации вещи: насколько тривиальна идея задачи, насколько очевиден путь ее решения, в конце концов, насколько вообще специфична и знакома школьникам ее тема. На заключительном этапе нужно не только больше знать, но и лучше «думать головой», искать решения нестандартных заданий, которые почти не встречаются на других этапах.

Ну и, конечно, есть техническое отличие – блиц-тур есть только на заключительном этапе, да и практическая задача на региональном этапе всего одна, а на финале их три.

В этом году олимпиаду за 9 класс писали несколько ребят из 7-8 классов. По вашему мнению, насколько полезна такая практика, когда дети из младших параллелей соревнуются со старшими? Дает ли им это какие-то преимущества в будущем?

В целом я не вижу в этом ничего плохого. Если ребята из младших классов способны на равных участвовать вместе с девятиклассниками – то почему нет, пусть участвуют, набираются опыта. Часто именно такие ребята со временем становятся лидерами, членами национальной сборной на международных олимпиадах. Впрочем, везде есть свои исключения. Конечно, не стоит всем подряд пытаться бежать впереди паровоза и забираться на один-два класса выше положенного. Тут важно адекватно оценить свои силы. Лучше хорошо написать работу за свой класс, чем остаться с нулями в более старшей параллели. Но если ребенок действительно может и хочет участвовать на более высоком уровне, то такую возможность нужно ему предоставить.

Как вам кажется, если школьник сегодня хочет успешно выступить на олимпиаде, что ему можно посоветовать? Где и как можно подготовиться, если, например, не брать в расчет школу?

Победа на олимпиаде – безусловно, вещь приятная и полезная, но я бы не советовала делать это целью номер один. Важно учиться, развиваться, узнавать новое, изучая любимый предмет. Олимпиады, конечно, требуют специфической подготовки, но надо понимать, что тут нужен еще и особый склад ума и характера, например, умение быстро концентрироваться в стрессовой ситуации. Так могут не все. Но это еще не значит, что в олимпиадах не надо участвовать. Удовольствие можно получить и не став призером, ведь, как бы избито это ни звучало, главное участие, а не победа. Главное - это любовь к предмету, преодоление себя, радость от познания нового, а не цифры в протоколе. Понятно, что цифры все равно хочется иметь побольше, и в этом могут помочь различные пособия, задачники, комплекты олимпиад прошлых лет. Сейчас со всем этим гораздо лучше, чем, скажем, лет десять назад. Практически все необходимое можно найти в интернете на тематических сайтах или в той же астроолимпиадной группе ВКонтакте. Полезно набираться опыта на других олимпиадах, ведь кроме Всероссийской существуют еще соревнования из Перечня Минобрнауки. По астрономии крупнейшими являются Московская и Санкт-Петербургская олимпиады. Не стоит пренебрегать изучением физики и математики, ведь астрономия – это сложная физико-математическая наука, и она не может существовать отдельно. Ну и, конечно, по возможности стоит посещать занятия астрономических кружков, если есть такая возможность. Хороший педагог и другие школьники-единомышленники всегда помогут разобраться, подскажут и направят, когда это необходимо.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

25.03.2018 Подведены итоги XXV Всероссийской олимпиады по астрономии
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


18.04.2018 Организатор Биомедицинского праздника Артем Лысенков: «На самом деле, генетика подвластна даже семиклассникам» 16.04.2018 Синие дрожжи и капустный сок: участники Биомедпраздника рассказывают о своих впечатлениях12.04.2018 Химия в снегах: участники финала всероссийской олимпиады делятся впечатлениями03.04.2018 «Аз словом сим»: как студентка ВШЭ Оксана Осадчая разработала версию шрифта Брайля для древнерусского языка02.04.2018 Олег Угольников: «Настоящий астроном должен быть мультиразвитым человеком»