Тема:
Текст сообщения:
Вы находитесь на старой версии сайта. Некоторые функции могут работать некорректно. Перейдите на новый сайт olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
Олимпиада «Юные таланты» по литературе
заочная, личная, oчная | Литература | 8-11
Короткое названиеОлимпиада «Юные таланты» по литературе
Входит в Многопредметная олимпиада «Юные таланты»
Сайтhttp://olymp.psu.ru/disciplines/lit/
E-mailolymphis.psu@gmail.com
Телефон8(342) 239-66-92, 8(342) 239-63-74
ФИО

Курочкина Мария Валерьевна, Королева Светлана Юрьевна

Учредители

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Полезная информация

Положение об олимпиаде
Регламент предметной олимпиады

История и описание.

Олимпиада школьников «Юные таланты» по предмету «Литература» проводится с ноября 2008 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября2007 г., приказами ректора Пермского государственного университета проф. В. В. Маланина от 26 июня2008 г. № 284, от 6 ноября2009 г. № 498 и от 7 апреля2010 г. № 159 «Об организации и проведении олимпиады Пермского государственного университета «Юные таланты», а также по решению оргкомитета многопредметной олимпиады Пермского государственного университета. Организатором олимпиады является кафедра русской литературы филологического факультета Пермского государственного университета.

Организаторы олимпиады видят ее цель в выявлении творчески одаренных учащихся в области филологического знания. Требования современности, предъявляемые к гуманитарным наукам, актуализируют углубленное прочтение и интерпретацию художественной литературы учащимися, усиление навыков литературоведческого анализа художественных текстов.

Участие в олимпиаде позволяет ученикам школ расширить литературную эрудицию, лучше ориентироваться в историко-литературном и историко-культурном процессах XIX – XX веков, видеть связь между прошлым и настоящим русской культуры, улучшить знания в области теории и истории литературы.

Одна из важнейших целей проводимой олимпиады – воспитать у подрастающего поколения любовь к русской литературе как одной из величайших литератур мира, пробудить желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову. Организаторы рассматривают Олимпиаду по литературе как неотъемлемую составляющую патриотического воспитания учащихся.

Среди задач олимпиады – повышение общекультурного уровня учащихся, усиление интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности.

Следует подчеркнуть возрастающую значимость олимпиады не только в Пермском крае, но и среди других субъектов Российской Федерации. С каждым годом проведения увеличивается  как число участников, так и число субъектов Российской Федерации, ими представляемых.

В V Юбилейной олимпиаде «Юные таланты. Литература», прошедшей в 2011-2012 учебном году, принимали участие уже 533 школьника из 2 стран (Казахстан, Россия), из 35 субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Ивановская область, Волгоградская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Смоленская область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия.

Широкое представительство учащихся-участников Олимпиады из разных субъектов Российской Федерации позволяет говорить о высокой востребованности мероприятия, о том, что оно стимулирует интеллектуальную деятельность школьников, позволяет судить о высоком уровне олимпиады, серьезной методической работе, проводимой оргкомитетом и методической комиссией олимпиады.

Высокое качество заданий, разработанных методической комиссией, обусловлено ее составом. В разработке заданий олимпиады, проведении туров и оценке результатов работы школьников принимает участие почти весь профессорско-преподавательский состав кафедры: декан филологического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор Кондаков Б.В. (председатель жюри); профессор, доктор филологических наук Арустамова А. А.; доценты Князева Е. А., Королёва С.Ю., старшие преподаватели Моисеева А. А., Роготнев И. Ю., Масальцева Т. Н.; аспирант, инженер кафедры Абрамова В. С.

Председателем оргкомитета олимпиады по литературе является доктор филологических наук профессор Б. В. Кондаков, являющийся автором более 180 научных трудов, среди которых учебно-методические статьи и монографии, направленные на исследование философских аспектов преподавания гуманитарных дисциплин в средней школе («Культура воспитания ребенка: философское осмысление педагогической деятельности». Пермь, 2009). Б. В. Кондаков осуществляет координацию связей преподавателей кафедры русской литературы Пермского госуниверситета с преподавателями средних школ, лицеев и гимназий Пермского края.

Аспирант, инженер кафедры русской литературы В. С. Абрамова координирует всю работу по проведению олимпиады, ведет документацию олимпиады, оформляет конкурсную документацию, работает с сайтом «Юные таланты. Литература», проводит профориентационную работу со школьниками города Перми и Пермского края.

Председателем методической комиссии является доктор филологических наук профессор А. А. Арустамова, специалист в области истории литературы XIX – XX вв., теории литературы, автор монографий, учебно-методических пособий и программ.

В числе методической комиссии кандидаты филологических наук доценты Е. А. Князева, С. Ю. Королева. Их научная деятельность характеризуется активностью и мобильностью.

Е. А. Князева является автором учебного пособия «Искусство Прикамья», учебно-методического пособия «Введение в литературоведение», адресованного студентам и школьникам старших классов. Доцент Князева Е. А.  – автор программы элективного курса «Стих и проза: принципы и приемы анализа литературного произведения», автор методических разработок уроков по литературе Прикамья, предназначенных для учителей средних школ, лицеев и гимназий.

Доцент Королева С.Ю. разработала несколько учебно-методических комплексов, среди них учебно-методическое пособие «Культурология (включая религиоведение)».

В 2010-2011 учебном году олимпиада прошла в два этапа – заочный и очный. Для заочного были разработаны задания, требующие ответа в виде одного или нескольких слов (варианты ответа были ограничены). Материалы заочного тура состояли из трех частей. С2011 г. заочный тур проводится в режиме on-line. В очном туре участвуют только те, кто набрал достаточное количество баллов, поэтому разрабатываются задания, связанные исключительно с анализом текста – стихотворного и публицистического (на литературную тему).

В 2011-2012 учебном году олимпиада также прошла в два этапа – заочный и очный. Для заочного были разработаны задания тестовые задания разных типов: с выбором ответа, на сопоставление, ответ в виде одного или нескольких слов  и т.п. Олимпиадные задания очного этапа типичны для всех трех параллелей (9. 10 и 11 классы). Олимпиадные задания очного этапа также были типичны для всех трех параллелей (9. 10 и 11 классы) и состояли из двух частей. В первой части школьникам предлагалось для анализа стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Учащимся были даны задания к предложенному тексту на определение темы, проблемы, выделение средств художественной выразительности, характеристику образов, значимых для конкретного лирического текста, включение лирического произведения в литературную традицию и т.д. Выполнение каждого задания оценивалось отдельно. Составители олимпиадных заданий, в числе которых кандидат филологических наук доцент Е.А.Князева, кандидат филологических наук доцент С.Ю. Королева, кандидат филологических наук старший преподаватель А.А.Моисеева, тщательно прописали критерии к каждому предложенному заданию, что помогло школьникам сориентироваться уже во время работы. Так, девятиклассники получили для анализа стихотворение Г.Р.Державина «Река времен в своем стремленьи…», десятиклассники – С.Я. Надсона «Призыв», представители одиннадцатого класса анализировали стихотворение И.Анненского «EGO». Анализируя работы школьников, члены жюри учитывали уровень интерпретации поэтического текста и глубину его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла; применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического «я», образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; речевую грамотность.

Вторая часть представляла собой анализ фрагмента драматического произведения. Участникам были предложены фрагменты пьес, которые либо не входят в число обязательных для изучения в школе, либо авторы которых не входят в число драматургов, чье творчество обязательно изучается в школе. Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения. Участники имели возможность продемонстрировать, насколько они понимают специфику этого рода литературы. В этой части также было пять заданий, в которых требовалось охарактеризовать участников эпизода, судя по речевой специфике их высказываний, определить проблематику, авторскую точку зрения на героев и изображаемую ситуацию, выявить художественные приемы в предложенном фрагменте и т.д. Каждое из заданий также оценивалось отдельно. Девятиклассникам было предложено провести анализ фрагмента из трагедии А.М.Пушкина «Борис Годунов». Десятиклассники пытались разобрать фрагмент пьесы А.Н.Островского «Сердце не камень». Одиннадцатиклассники анализировали фрагмент пьесы А. Володина «Старшая сестра». Оценивая задания, жюри учитывало понимание позиции автора исходного текста, умение доказывать свои суждения текстом; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения.

 

Оценки и отзывы оставить отзыв По данному мероприятию еще не оставлено ни одного отзыва. Оставить отзыв

Текущий рейтинг Оценка пользователей n/a
Популярность 0 (1 место)

Последние новости 09.04.2019 Итоги заключительного этапа олимпиады «Юные таланты» по литературе24.01.2019 Итоги отборочного этапа олимпиады «Юные таланты» по литературе25.09.2018 График проведения олимпиады «Юные таланты» по психологии, журналистике, биологии и литературе