Тема:
Текст сообщения:
Вы находитесь на старой версии сайта. Некоторые функции могут работать некорректно. Перейдите на новый сайт olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


15.10.2019 «Ученый не должен знать все»: интервью с президентом Азиатской физической олимпиады Леоном Чуаном Квеком03.10.2019 Пустыня Израиля, парижская жара, венгерский гуляш: победители и призеры межнаров рассказывают, как провели лето02.10.2019 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год по предметам27.09.2019 Человек решающий: интервью с членом задачного комитета Международной математической олимпиады Гезой Кошем26.09.2019 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год по профилям18.09.2019 Задания и решения муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2018/19 учебного года для подготовки17.09.2019 Незрячие дети должны участвовать не в паралимпиадах, а в соревнованиях для всех16.09.2019 «Зайти в тупик совсем не стыдно»: интервью с председателем жюри Олимпиады мегаполисов Леоном Чуаном Квеком11.09.2019 Проект Перечня олимпиад школьников на 2019/20 учебный год23.08.2019 Москва принимает IV Международную олимпиаду мегаполисов
все регионы | предметов: 2
ЛитератураРусский язык
26 апреля 2013 15:26

Евгения Абелюк: «Чем телевизионный урок отличается от обычного»

Далеко не всем школьникам везет с хорошим учителем литературы. Заполнить эту лакуну могут телевизионные уроки, которые на двух телеканалах – «Школьник-ТВ» и «Знание» - ведут лучшие учителя страны. Эти уроки много дают не только детям, участвующим в олимпиадах, но и самым обычным школьникам. Об этом (и не только об этом) обозревателю «Olimpiada.ru» рассказывает учитель московского лицея №1525 «Воробьевы горы», член жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе Евгения Абелюк.

«Olimpiada.ru»: Телевизионные уроки по литературе транслируются по телевидению уже больше десяти лет. Но уверена, что об их существовании знают немногие. В чем специфика таких уроков?

Евгения Абелюк: Сначала уроки по литературе ХIХ и ХХ веков делали на канале «Школьник-ТВ». В них участвовали известные московские учителя-словесники – Эдуард Безносов, Лев Соболев, Елена Мирецкая. Я тогда выступала как редактор этих передач, а потом тоже сняла там десятки программ уже как автор.

Последний цикл – 16 уроков по литературе ХХ века - мы сделали все вместе, для канала «Школьник-ТВ» и канала «Знание» (он давно прибавился к «Школьнику»). На «Знании» те же передачи транслируются не только на Москву, но и на всю Россию, а иногда и на страны ближнего и даже дальнего Зарубежья. Мы – это четыре учителя: Лев Соболев, Надежда Шапиро, Эдуард Безносов и я. Мне кажется, что эти уроки (а они очень разные) интересны не только школьнику, серьезно заинтересованному литературой, но и любому подростку. А еще, что особенно важно, эти уроки могут увлечь ребенка чтением.

«Olimpiada.ru»: Чем телевизионный урок отличается от обычного?

Е.А.: В телеуроках чрезвычайно важен видеоряд (и он у нас достаточно интересный). Один из циклов я и делала, отталкиваясь от видеоряда. Знала, что существуют замечательные фильмы по ранней драматургии Чехова («Медведь» Исидора Анненского, например). И подготовила тогда урок по Чехову, который начинался с фрагмента из этого фильма. Но при этом, старалась, чтобы и текст был глубоким и интересным. Конечно, были уроки, когда я уходила от этого принципа, например, когда хотелось поговорить о поэзии. Это тоже можно сделать живо и интересно. И здесь визуальный ряд способен помочь по-своему: ведь текст можно размещать на экране.

В 2003-2004-м году мы со Львом Соболевым поехали в Петербург и сняли там цикл факультативов по литературе. Например, был урок «Петербург Блока». Конечно, эту тему надо снимать в этом городе. Например, мы говорили о стихотворении, которое начинается так: «Пять изгибов сокровенных / Добрых линий на земле...» - речь идет о том реальном пути, который проделывает Любовь Дмитриевна Менделеева, когда идет от Андреевской церкви на Васильевском острове, с уроков художественного чтения, до Бестужевских курсов. Регулярно проделывая этот маршрут, возлюбленная поэта пересекала пять Василеостровских «линий». Однако число пять Блок использует в этом стихотворении и в мистическом значении – близком тому, какое оно имело у учеников и последователей древнего мыслителя Пифагора – пифагорейцев; у них это символ бракосочетания. В символических пейзажах Блока можно узнать черты конкретной местности, а за мистическими событиями разглядеть вполне реальные события. Так, стихотворение «Я вышел. Медленно сходили…», по словам самого поэта, отражает его «гулянье на Монетной улице», «Медленно в двери церковные…» - символически преображённый рассказ о посещении вместе с невестой собора. В телеуроках, используя пейзажи Петербурга, мы попытались показать единство этих двух рядов.

Телефакультативы мы делали и на совершенно нетрадиционные для школы темы, например, «Царское Село в русской поэзии начала ХХ века». Конечно, начали с Жуковского, с пушкинских времен, снимали в Царском Селе. Или был у нас урок, посвященный собраниям поэтов в «Бродячей собаке». Его мы тоже снимали в самом кабаре «Бродячая собака».

Но самыми интересными для меня были съемки уроков по Ахматовой. Я сделала два фильма по двадцать с небольшим минут. Фактически это были комментарии к поэтическим текстам, начиная с ранней лирики Ахматовой и кончая «Реквиемом» и «Поэмой без героя».

«Olimpiada.ru»: А как вы иллюстрировали тексты Ахматовой?

Е.А.: Мы снимали в самых разных местах, связанных с поэзией Ахматовой, начиная с Царского Села и заканчивая тюрьмой «Кресты». Помните это? – «…в страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде»… В «Крестах» сидели ее муж Николай Пунин и сын Лев Гумилев. Конечно, рассказывая о «Реквиеме», мы вспоминали не только Пунина и Гумилева – например, раньше других, близких Ахматовой людей, в 1934-м году, был арестован Осип Мандельштам. Случилось так, что Ахматова была свидетельницей обыска в его квартире – она как раз приехала к нему. Но и этим арестом смысл сказанного Ахматовой не исчерпывается, и мы говорили об общем значении этой поэмы – ведь она посвящена всему народу, прошедшему такой страшный путь.

В «Крестах» мы показывали одиночную камеру, куда впихивали десятки людей; в своих воспоминаниях «История моего заключения» такую камеру описывал Н. Заболоцкий. Тюрьма, которая была показательной в конце ХIХ века (она строилась с учетом самых современных технических достижений системы исправительных учреждений Европы), в ХХ веке превратилась в то, во что она превратилась.

Мне кажется, такие телевизионные уроки могут воспитывать зрительскую культуру. Это еще и подготовка серьезного читателя – человека, чувствующего текст. Одна из целей – сделать так, чтобы школьник самостоятельно, глубоко и филологически тонко, мог прочитать и незнакомый ему текст.

«Olimpiada.ru»: Ваши уроки рассчитаны только на школьников, которые собираются заниматься филологией?

Е.А.: Не только. В этом году возникла идея создать нечто новое: помочь тем, кто готовится к ЕГЭ по литературе. Хотя, конечно, наши задачи были и гораздо более серьезными: ведь нам хотелось говорить о литературе нешаблонно, без схематизма. Тем не менее, проанализировав, как устроен ЕГЭ, мы сделали так, чтобы рубрики, на которые разбит видеоурок, соотносились с заданиями Единого экзамена. Не обязательно напрямую. Например, в телеуроках есть рубрика, которая называется «Литературоведческий словарь». Нужный термин здесь не просто объясняется. Зритель видит, как этот термин используется при разговоре о произведении, как становится необходимым инструментом его анализа. А в ЕГЭ (совершенно неоправданно, на мой взгляд) очень ценится, в какой мере пишущий использует теоретико-литературные термины. От этого тоже зависит окончательный балл. Думаю, еще больше подобные знания пригодятся будущему олимпиаднику: ему нужно уметь понимать, а отчасти и использовать, язык, на котором говорят литературоведы.

Есть в телеуроке рубрика «Художественный контекст». Она помогает подготовиться к выполнению достаточно сложных заданий на сравнение разных текстов. Это важно для олимпиады по литературе – ведь одно из олимпиадных заданий для 9-го и 10-го классов заключается в том, что нужно сравнить два стихотворения. А в 11-м до сих пор для сравнения предлагалось даже три (!) стихотворения. В ЕГЭ же требуется провести параллели между анализируемым текстом и другими знакомыми тебе текстами - по тематическому или содержательно-формальному принципу. Этому непросто научить, думаю, учитель не всегда легко справляется с такой задачей. Пожалуй, при подготовке телеурока и для меня именно эта задача была наиболее сложной.

«Olimpiada.ru»: Страшно жалко, что таких передач на нашем телевидении практически нет.

Е.А.: Да. К тому же для того, чтобы сохранить то, что есть, нужно постоянно поддерживать и развивать имеющееся. А я знаю о том, что сейчас каналы «Школьник-ТВ» и «Знание» в который раз испытывают большие сложности – они находятся в ведении Министерства образования, но думать о развитии телевидения для детей – это ведь непривычная для Минобра функция, боковая, периферическая. А как многое можно было бы сделать! Например: ребенок, живущий в провинции, не представляет себе, какие возможности есть для детей в столицах. Почему бы их не показать и не задействовать? А сколько других возможностей есть… Финансовые вложения в такое телевидение себя оправдают.

P.S.: Некоторые телеуроки можно найти по ссылкам: http://www.tvshkolnik.ru/content/literatura-dlya-ege; http://www.znanietv.ru/show/literatura-dlya-ege

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

теги |

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


17.09.2019 Незрячие дети должны участвовать не в паралимпиадах, а в соревнованиях для всех20.06.2019 Дауд Мамий: «Превратим долину яблонь в яблонево-силиконовую»15.04.2019 Музей минералогии приходит в школу27.02.2019 Настоящий учитель – это тот, кто подобен Борису Гейдману11.04.2018 Биомедицине без математики – никуда