Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


10.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Алена Лиходед03.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Денис Постыка26.06.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Полина Пильгун19.06.2018 Успехи России на международных олимпиадах в 2018 году21.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1718.05.2018 На дачу к Пушкину и в гости к Малахитовой королеве: участники «Музеев. Парков. Усадеб» рассказывают о своих приключениях15.05.2018 Трансляция Интеллектуального биатлона15.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1614.05.2018 Потрогали метеорит и расплавили галлий: необыкновенный урок в Минералогическом музее11.05.2018 Интеллектуальный биатлон. Советы участникам
все регионы | предметов: 21
Английский языкАстрономияБиологияГеографияИнформатикаИскусствоИсторияЛитератураМатематикаНемецкий языкОБЖОбществознаниеПравоРусский языкТехнологияФизикаФизическая культураФранцузский языкХимияЭкологияЭкономика
27 марта 2015 16:05

Александр Пиперски: «Школьная лингвистика стремительно набирает популярность»

Александр Чедович Пиперски завоевал в 2004 году золотую медаль международной олимпиады по лингвистике, а сейчас активно занимается кружками и олимпиадами по тому же предмету, а еще работает в двух университетах. Он ответил на вопросы корреспондента Olimpiada.ru о популярности школьной лингвистики в России, своей первой придуманной задаче и о том, как же нужно готовиться к олимпиадам. 

Чем сейчас занимаетесь? Какова сфера Ваших научных и профессиональных интересов?

Я лингвист, работаю в РГГУ на кафедре компьютерной лингвистики и в РАНХиГС в лаборатории социолингвистики. Меня больше всего интересуют корпусные методы изучения языка и его вариативности, а также применение математических методов к разным областям лингвистики.

В каких олимпиадах вы участвовали и побеждали? Когда это было?

Я с огромным удовольствием ходил на олимпиады по самым разным предметам — прежде всего по математике: с удовольствием вспоминаю и Турнир Архимеда, и Математический праздник, и Московскую математическую олимпиаду. Многопредметные конкурсы — Интеллектуальный марафон и Турнир имени Ломоносова — мне тоже всегда нравились. В 9-м классе я впервые пришёл на Московскую традиционную олимпиаду по лингвистике: там я два раза получил диплом I степени и в результате два раза съездил на международную олимпиаду по лингвистике, став обладателем золотой медали в 2004 году и бронзовой медали в 2005 году. Кроме того, школьные учителя отправляли меня на районные олимпиады чуть ли не по всем предметам. Благодаря этому мне довелось побеждать даже в олимпиадах по химии: признаюсь честно, химии я никогда толком не знал, но на районной олимпиаде всегда бывает пара задач, в которых надо просто что-нибудь посчитать, а с этим у меня проблем не было.

Олимпиадный опыт придаёт уверенность в себе: ведь на олимпиаде не сомневаешься, что любую задачу можно решить и всё в твоих руках, а если в это верить и в жизни, то пусть не за два часа, а за месяц, год или пять лет, но решение будет найдено.

Почему Вы начали участвовать в олимпиадах?

Впервые на олимпиаду я сходил в 5-м классе — это был Интеллектуальный марафон. Я занял 1-е место на городском туре, на награждении мне посоветовали сходить на Турнир Архимеда, там я узнал про другие олимпиады — и так одно постепенно влекло за собой другое (я учился в обычной общеобразовательной школе, где посещение олимпиад не было мейнстримом, а интернет тогда был развит куда меньше, чем сейчас, поэтому листовки и календари олимпиад были главным источником информации).

Почему Вы стали интересоваться лингвистикой?

Я рано стал учить английский и немецкий, в 6-м классе занялся французским; кроме того, поскольку я родился в смешанной семье, то с детства говорю по-русски и по-сербски. Наверное, этот многоязычный котёл и определил мою судьбу. Но, конечно, не менее важным оказалось то, что ещё за 6 лет до моего рождения, в 1983 году, моя мама купила свежевышедший сборник «Лингвистические задачи» — я в какой-то момент обнаружил его, стёр мамины пометки и стал решать задачи. Так всё и началось.

Как вы готовились к олимпиадам?

Специально — никак. Кажется, единственный раз, когда я целенаправленно готовился к олимпиаде, был перед первым моим Турниром Ломоносова: я собрался пойти на конкурс по лингвистике и решил накануне порешать лингвистические задачи. Сборник открылся на задаче про арабский язык, над которой я просидел два часа, не решив вообще ничего. Я расстроился, а в день самого Турнира совсем уж огорчился, придя в аудиторию и увидев, что в варианте одна из задач как раз про арабский язык. Я посмотрел на неё пять минут и вдруг понял: арабы же пишут справа налево, а я вчера два часа пытался читать арабское письмо слева направо! Неудивительно, что у меня ничего не выходило.

Победа в какой олимпиаде для Вас стала самой значимой?

В олимпиаде по лингвистике, поскольку именно с этой олимпиадой я оказался в итоге теснее всего связан. После того, как я в 9-м классе получил диплом 1-й степени, мне написали организаторы и спросили, не хочу ли я сочинить какую-нибудь задачу. Это была для меня большая честь, и я сразу же откликнулся, придумав задачу про свой родной язык — сербский. Через некоторое время я получил от комиссии олимпиады десяток замечаний и предложений о переделке; преодолев ужас от мысли, что я всё делаю не так, я их принял и послал вторую версию; потом последовала очередная порция замечаний, и так далее. Задача в итоге была принята на олимпиаду (вот она, кстати), а меня так порадовало, что организаторы олимпиады воспринимают меня всерьёз и на равных, что я продолжил сочинять задачи и делаю это до сих пор.

Участие в олимпиадах как-то повлияло на выбор профессии?

Несомненно. Благодаря участию в лингвистической олимпиаде я попал в среду лингвистов, и до сих пор вращаюсь в ней. Как я уже сказал, меня особенно привлекло то, что это очень демократичный и открытый круг людей.

Ещё за 6 лет до моего рождения, в 1983 году, моя мама купила свежевышедший сборник «Лингвистические задачи» — я в какой-то момент обнаружил его, стёр мамины пометки и стал решать задачи. Так всё и началось.

Вы участвуете в организации кружков и олимпиад по лингвистике. Что сейчас интересного происходит в этой сфере? Популярна ли эта наука среди школьников?

Я бы сказал, что школьная лингвистика стремительно набирает популярность, хотя такого предмета в школе и нет. Лингвистических соревнований становится всё больше и больше: если ещё 20 лет назад была только Московская традиционная олимпиада по лингвистике, в которой участвовало несколько сотен человек, то в наши дни есть и Международная олимпиада по лингвистике, и Высшая проба по русскому языку, которая во многом унаследовала традиции лингвистической олимпиады. В группе «Младолингвисты» ВКонтакте, которая объединяет активных участников лингвистических мероприятий, сейчас 1600 человек.

С чего стоит начинать изучение лингвистики?

Имеет смысл почитать «Энциклопедию для детей» Аванта+ (раньше это был один том — «Языкознание. Русский язык», а потом он разросся и разделился на два — «Языки мира» и «Русский язык») и книгу Владимира Плунгяна «Почему языки такие разные». Можно посмотреть видео на ПостНауке — большинство из них доступны даже школьнику. И, конечно, интереснее всего решать задачи, потому что это возможность самому делать маленькие лингвистические открытия: для первого знакомства лучше всего подойдёт сборник «Задачи лингвистических олимпиад» — он есть и в печатном виде, и в электронном, содержит все классические задачи. Можно читать и задачный раздел на «Элементах» — там каждый месяц появляется задача с подробным решением и послесловием.

Как опыт, приобретенный во время участия в олимпиадах, помогает в жизни? 

Олимпиады учат быстро думать и принимать решения. Это полезно во многих жизненных ситуациях, но, кстати, немного мешает в научной деятельности: победителю олимпиад непросто бывает понять, что не всякая (а точнее — почти никакая) научная задача не решается за два часа, как он привык. С другой стороны, олимпиадный опыт придаёт уверенность в себе: ведь на олимпиаде не сомневаешься, что любую задачу можно решить и всё в твоих руках, а если в это верить и в жизни, то пусть не за два часа, а за месяц, год или пять лет, но решение будет найдено.

Задача в итоге была принята на олимпиаду, а меня так порадовало, что организаторы олимпиады воспринимают меня всерьёз и на равных, что я продолжил сочинять задачи и делаю это до сих пор.

Что бы Вы пожелали современным школьникам?

Целеустремлённости, настойчивости и удачи — и пусть всё получится! А главное, не забывайте, что олимпиады — это не смысл жизни и не самоцель, а только одно из многочисленных интересных дел, на которые ещё хватает времени в школьном возрасте (да, мог бы пожелать побольше свободного времени в настоящем и в будущем, но это пожелание настолько нереалистично, что придержу его при себе).

Беседовал Егор Беликов

теги |

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Егор Беликов

Публикации автора


08.05.2015 День Победы: школьные олимпиады во время Великой Отечественной войны27.03.2015 Александр Пиперски: «Школьная лингвистика стремительно набирает популярность»26.03.2015 Олег Давыдов: «Кто-то всё равно побеждает, и это значит только то, что остальные до его уровня сейчас не дотянули»