Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


21.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1718.05.2018 На дачу к Пушкину и в гости к Малахитовой королеве: участники «Музеев. Парков. Усадеб» рассказывают о своих приключениях15.05.2018 Трансляция Интеллектуального биатлона15.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1614.05.2018 Потрогали метеорит и расплавили галлий: необыкновенный урок в Минералогическом музее11.05.2018 Интеллектуальный биатлон. Советы участникам11.05.2018 Рейтинг регионов по итогам Всероссийской олимпиады 2018 года10.05.2018 Звериное царство в центре Москвы: за что олимпиадники так любят Зоологический музей МГУ04.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1523.04.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 14
все регионы | Лингвистика31 июля 2017 16:39

Как перевести японскую фразу, не зная японского


Обновлено 30.08.2017

Это чрезвычайно интересное научное мероприятие, в котором участвуют 60–70 детей и взрослые – ученые и студенты факультета гуманитарных наук ВШЭ, института лингвистики РГГУ, филфака и мехмата МГУ. В течение 10-12 дней они вместе отдыхают и учатся.

Как робот читает «Войну и мир» 

Распорядок дня очень насыщенный: утром — две общие лекции, посвященные лингвистике и смежным наукам (литературоведению или математике). Обычно туда приходят не только школьники и студенты¸ но и коллеги-преподаватели. Ведь часто ученые рассказывают о своих новых работах. Высший пилотаж в том, чтобы изложить сложное — понятным языком. Здесь проходят лекции и семинары как самых выдающихся современных лингвистов, так и их молодых талантливых коллег. В этом году в Вороново приезжал академик Андрей Анатольевич Зализняк (лауреат Государственной премии РФ) с лекцией «Живые механизмы современного русского ударения». Видеозапись лекции можно найти на Общероссийском математическом портале. Другой лауреат госпремии, математик Николай Андреев прочитал лекцию о «Математике и музыке». Лауреат премии «Просветитель», Максим Кронгауз рассказывал о «Проблеме пола у животных и экономии в языке», а профессор филфака МГУ Елена Галинская — об «Истории русских числительных». А еще была лекция Марии Коношенко, посвященная устройству тональных языков, семинары Елены Муравенко — о «следах древнего состояния в современном русском языке». В общем-то хочется перечислить всё. Ведь в Вороново из лекции Александра Пиперски можно было узнать о «математических моделях языковой вариативности», а из доклада Даниила Скоринкина — о том, как «робот читает «Войну и мир»: введение в цифровое литературоведение». Т. Н. Котова поведала, «чем общение у людей отличается от общения у животных и как это помогает ребенку учиться говорить». Интересно, что в программе школы последних лет чуть ли не в большинстве оказываются лекции по компьютерной лингвистике. Может быть, потому, что сегодня это одно из самых перспективных направлений.

После лекций, до обеда — свободное время, а потом — 3-4 семинара. Обязательным считается посещение минимум двух, но почти все участники летней школы ходят на все. На одну тему — три занятия по 50 минут. И еще есть практикум по решению лингвистических задач.

Ну а вечером, после ужина — развлечения. Интеллектуальные, разумеется. Это языковые, литературные игры и конкурсы: лингвистическая олимпиада, «Что? Где? Когда?», игра «Литературный маскарад», «Интеллектуальный фейерверк», чемпионат по игре в «Шляпу». В один из вечеров показывали фильм о жестовых языках, а ещё был книжный вечер: участники делились впечатлениями о любимых лингвистических книгах.

От Москвы до самых до окраин

Как рассказал нам директор летней школы, кандидат филологических наук, доцент учебно-научного центра компьютерной лингвистики Института лингвистики РГГУ, научный сотрудник школы филологии НИУ ВШЭ Александр Пиперски, отбор в эту школу происходит через Интернет. Ребята подают заявки, в которых рассказывают о своих достижениях, объясняют, почему хотят сюда приехать, пишут, какие книги по лингвистике читали и какие хотят прочитать; решают одну задачу (простенькую — но всё-таки какой-то порог входа должен быть). Конкурс в этом году был два с половиной человека на место. Стоит путевка 25 тысяч рублей. Но Фонд «Эволюция» дает стипендию 12 школьникам, наиболее ярко заявившим о себе.

Поначалу в летнюю школу попадали в основном москвичи, — победители Московской олимпиады школьников и участники лингвистического кружка при факультете лингвистики РГГУ. Его вела Елена Муравенко, а теперь – молодые, но уже маститые лингвисты Александр Пиперски, Борис Иомдин, Антон Сомин и Петр Аркадьев. Именно они активно работают и в летней школе, подхватив дело, начатое Максимом Кронгаузом и Еленой Муравенко.  Изначально путевки для москвичей были бесплатными (поэтому столичных школьников было большинство), а теперь, увы, нет. С другой стороны, хорошо, что теперь сюда приезжают ребята из разных концов страны. А в этом году даже иностранцы: один человек из США, один – из французского Лиона. Много детей из московской 57-й школы, из 179-й, из череповецкого лицея «Амтэк», был мальчик из города Северска.

Как решить лингвистическую задачу

Уже третий год на летней школе проводится ежедневный семинар по решению лингвистических задач. Что это такое? Как рассказала Елена Муравенко, задача — на иностранном языке, но для того, чтобы ее решить, совсем необязательно его знать. Все выводится из самого условия, надо только уметь размышлять. Например: даются несколько фраз на японском языке с переводом на русский. А цель заключается в том, чтобы перевести другие фразы с японского на русский и с русского на японский. Как? «Просто» надо понять, как устроено предложение в этом языке. Ведь по словам переводить нельзя: они могут повторяться в других падежах или вообще, это немножко другие слова. Допустим, в условии было слово «девочка», а в варианте,  предложенном для решения, есть слово «мальчик». В результате анализа оказывается, что в основе лежит слово «ребенок», а с помощью суффикса получается либо ребенок мужского пола, либо женского. Есть задачи на японском языке, есть — на арабском, есть на графику, на историю письма, на историю русского языка.

На вопрос, есть ли связь между лингвистическими способностями и математическими, Елена Муравенко сказала: «Математические способности помогают существенно продвинуться в решении задач. Но у математиков может не быть лингвистической интуиции». Елена Муравенко рассказала, как «в первый день, для того, чтобы создать команду, в летней школе проводили игру: раздали бумажки, на каждой из которых были изображены цифры из какого-то языка. Мне досталась семерка, выраженная китайским иероглифом. Я когда-то изучала японский, а там те же иероглифы, и поэтому быстро все определила. Но подумала: а как же дети? Но зря я волновалась: они очень быстро все сообразили. Я поразилась, что школьники разобрались в этих знаках и определили их значения».

Фестиваль языков

Один день был посвящен «Фестивалю языков». Ребята рассказывали о 16 языках, среди которых были, например, иероглифы майя, русский жестовый, японский, горномарийский. О южноселькупском говорил бесспорно выдающийся мальчик Гриша Коротких, закончивший 10 класс в городе Северске Томской области. Он является исследователем языка, носителей которого осталось 20–30 человек на планете.

А еще в этот день ребята рассказывали о четырех придуманных языках, представляющих все типы искусственных языков: эсперанто, токипона, клингонский, ложбан. Эсперанто создан для межнационального общения, токипона — философский язык, ложбан — язык логический, а клингонский — это язык воинственной расы, разработанный лингвистом Марком Окрандом по заказу Paramount Studios для  вымышленной вселенной сериала «Звёздный путь» (Стартрек). В отличие от многих языков, созданных для кинематографа, клингонский имеет детально разработанную грамматику, синтаксис и словарь. Вот так!

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


11.04.2018 Биомедицине без математики – никуда19.03.2018 Школа, в которой хочется учиться02.02.2018 Александр Пиперски: «Пока русский язык и лингвистика представлены лишь внутри «литературного творчества»15.01.2018 Каждая рыба в реке тебя поймет, если ты заговоришь по-селькупски09.01.2018 Конкурс проектных работ: можно создать мини-спутник, а можно – фильтр для очистки воды