Тема:
Текст сообщения:
Вы находитесь на старой версии сайта. Некоторые функции могут работать некорректно. Перейдите на новый сайт olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


21.11.2019 Проект нового Порядка Всероссийской олимпиады: хотели как лучше...19.11.2019 Рейтинг регионов по итогам Всероссийской олимпиады 2019 года05.11.2019 «Пощечина общественному вкусу», или Насколько хорошо вы разбираетесь в русском авангарде. Тест30.10.2019 Схемы участия в Московской олимпиаде школьников25.10.2019 Добавлены задания и решения муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2018/19 учебного года из пяти регионов15.10.2019 «Ученый не должен знать все»: интервью с президентом Азиатской физической олимпиады Леоном Чуаном Квеком03.10.2019 Пустыня Израиля, парижская жара, венгерский гуляш: победители и призеры межнаров рассказывают, как провели лето02.10.2019 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год по предметам27.09.2019 Человек решающий: интервью с членом задачного комитета Международной математической олимпиады Гезой Кошем26.09.2019 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год по профилям
все регионы | Литература11 января 2018 10:00

10 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по литературе

В новой рубрике победители и призеры олимпиад будут рассказывать о сайтах и книгах, которые помогли им при подготовке к соревнованиям. В первом выпуске советами делится трехкратный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Михаил Кипнис.

Начинающим литературоведам полезно знакомиться не только с художественной литературой. Чтение критических, научных и аналитических статей, записей лекций и даже фрагментов из некоторых монографий очень помогает в формировании собственного стиля и вкуса в создании текстов. Это могут быть и классические труды, и современные интерпретации.

Книги

Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. Программная статья-заметка, открывающая курс лекций Гаспарова по анализу художественного текста. В ней изложены принципы так называемого «имманентного» анализа, то есть не выходящего за пределы конкретного произведения. Эта статья вошла в сборник «Ясные» стихи и «темные» стихи», к которому тоже можно обращаться.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Монография Лотмана дает представление о другом методе анализа текста ‐ структурном, который позволяет рассматривать произведение в контексте, в системе вызываемых им ассоциаций. Особого внимания заслуживает практическая часть с разборами стихотворений поэтов разных эпох, от Батюшкова до Заболоцкого.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Классический образец анализа прозаического текста малой формы. Помимо концептуального подхода к гоголевской повести, статья дает представление о некоторых принципах нарратологии, то есть теории повествования.

Шкловский В. Б. Искусство как прием. Программная статья Шкловского, манифест формальной школы, по праву считается одним из выдающихся текстов русского литературоведения.

Хализев В. Е. Теория литературы. Признанный учебник в своем жанре, за неполные двадцать лет выдержавший уже шесть изданий. Несмотря на вузовский уровень, может быть интересен широкому кругу учащихся. Рассчитан на углубление и систематизацию знаний в области теории литературы.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. В этой книге излагаются история и теория стиха, объясняются фундаментальные понятия, связанные со стиховой речью. Подробно разбираются строфика, метрика, рифма. Можно пользоваться как справочником.

Полезные интернет-ресурсы

Проект Arzamas. Пожалуй, главный научно-популярный литературоведческий интернет-источник в настоящее время. Разнообразие материалов на нем, кажется, не имеет границ. Листайте таблицы, решайте тесты, читайте интересные факты о, казалось бы, хорошо знакомых произведениях и открывайте новое. Смотрите видеокурсы, в записи которых принимают участие известные литературоведы и талантливые преподаватели.

Школа юного филолога. Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текста.

Гильдия cловесников. Здесь собрана большая подборка заданий филологических олимпиад (раздел «Олимпиады»), а в «Литературоведческом словарике» можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии. Также на сайте размещают анонсы событий, которые могут быть интересны молодым словесникам.

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Проект, в котором известный писатель и литературовед Дмитрий Быков предлагает свои интерпретации знаковых произведений русской литературы XX века. Будьте внимательны ‐ это авторский взгляд, часто не совпадающий с традиционным восприятием писателей и поэтов. Но чему точно можно учиться у Быкова ‐ умению говорить о литературе небанально и живо.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

19.12.2017 Региональный этап Всероссийской олимпиады: анонсы, проходные баллы, результаты18.12.2017 Всероссийская олимпиада школьников 2017/18: где найти информацию15.12.2017 Задания и решения региональных и заключительных этапов Всероссийской олимпиады для подготовки13.12.2017 Сроки и места проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады12.12.2017 Уточнены временные регламенты проведения туров регионального этапа Всероссийской олимпиады29.11.2017 Как изменится региональный этап всероса по литературе
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Михаил Кипнис

Публикации автора


11.01.2018 10 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по литературе13.11.2017 10 лайфхаков по русскому языку от многократной победительницы филологических олимпиад10.11.2017 10 лайфхаков по истории искусства для участников олимпиад по МХК21.10.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по литературе от трехкратного победителя всероса11.10.2017 История заданий всероссийской олимпиады школьников по литературе