Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


17.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Александр Аммосов10.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Алена Лиходед03.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Денис Постыка26.06.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Полина Пильгун19.06.2018 Успехи России на международных олимпиадах в 2018 году21.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1718.05.2018 На дачу к Пушкину и в гости к Малахитовой королеве: участники «Музеев. Парков. Усадеб» рассказывают о своих приключениях15.05.2018 Трансляция Интеллектуального биатлона15.05.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1614.05.2018 Потрогали метеорит и расплавили галлий: необыкновенный урок в Минералогическом музее
все регионы | все предметы19 марта 2018 18:18

Школа, в которой хочется учиться

Где выращивают будущих ученых и исследователей и в какой школе мечтает учиться каждый юный биолог и математик, рассказывают учителя, ученики и выпускники столичной школы №171.

Учитель, уважающий своего ученика

Недалеко от метро Спортивная в Хамовниках расположилась московская школа №171. Сейчас это большой комплекс, который возглавляет заслуженный учитель РФ Лидия Петровна Карпенко. Он  образовался в 2015 году в результате слияния нескольких детских садов и трех достаточно известных московских школ – №54, знакомой специалистам сильными математическими классами, №171, прославившейся биологическим и химическим направлениями, и №45, сильной своей воспитательной работой, а теперь в ней развиваются географический и психологический профили. В этом комплексе учителя относятся к детям с симпатией и уважением, как к партнерам. Скажу честно: если было бы возможно повернуть время вспять, я хотела бы учиться в таком месте.

В этой большой школе не только доброжелательная атмосфера, но и действительно качественное образование. Например, в ней есть классы при мехмате МГУ имени М. В. Ломоносова, а еще – при химическом, биологическом, юридическом, психологическом и географическом факультетах Московского университета. Также тут есть инженерные классы, открытые при поддержке Московского политехнического университета.

День открытых дверей классов при мехмате МГУ

Обо всех этих направлениях в одной статье написать невозможно. Поэтому коротко расскажем о двух из них – биологическом и математическом.

Как определить площадь лесного пожара

Биологические классы были открыты в 171 школе в 2007 году при поддержке биологического факультета МГУ. Набор ведется в 9-10 классы. В них на профильном уровне преподают неорганическую и органическую химию, а еще – цитологию, генетику, эмбриологию, ботанику, зоологию, анатомию. В качестве дополнительного образования дети посещают занятия по палеонтологии, орнитологии, экологии, молекулярной биологии. Обучение вместе с учителями школы ведут преподаватели биофака МГУ.

Куратором биологических классов является учитель биологии, кандидат биологических наук, Лариса Петровна Жиганова. Благодаря ей ученики успешно поступают в вузы (на факультеты биологии, почвоведения, биоинженерии и биоинформатики МГУ, в медицинские вузы столицы) и становятся призерами и победителями Всероссийской олимпиады. Есть выпускники, которые, закончив вуз, преподают в родной школе.

Один из таких выпускников – Иван Смирнов (Учитель года Москвы – 2017), который занимается олимпиадами с 2013-14 годов, рассказал, что сначала на региональный этап Всероссийской олимпиады по экологии выходило 20 человек, потом уже 40, 60. Сейчас дело дошло до 80. На региональном этапе дети защищают свои проекты. Что касается самых «высоких достижений», то в этой школе есть даже серебряный призер международной олимпиады по биологии 2017 года – Илья Седлов, ученик биологического класса.

По мнению Ивана Смирнова, в том, что касается экологии, очень важна роль практики. Поэтому ребята проводят исследования, связанные с экологическим мониторингом окружающей среды, работают на особо охраняемых природных территориях. В каникулы проходят выездные мероприятия: школьники собирают материал, обрабатывают его, а потом защищают свои экологические проекты на олимпиаде. В процессе такой работы можно, например, отслеживать площади лесных пожаров, анализировать ущерб от отходов, свалок… Ребята исследуют подобные явления и на основании проведенных изысканий предлагают, как можно решить проблему.

Все это происходит в рамках биологических классов, где на углубленном уровне изучают химию и биологию, русский язык и математику. А олимпиада по экологии комплексная, и там многие вопросы связаны с биоэкологией, с геоэкологией, с социальной экологией. Поэтому в таких соревнованиях участвуют и школьники из географических классов, где тоже есть отдельный предмет «экология».

Здесь готовят «бегунов на длинную дистанцию»

В бывшей 54 школе математикой начинают заниматься углубленно с четвертого класса. Стараются увлечь детей этим предметом, чтобы постепенно они смогли понять, насколько им это интересно. Ведь здесь набирают восьмые математические классы, где работают совместно преподаватели мехмата МГУ и школьные учителя. Такой подход весьма эффективен: сочетание научного взгляда на предмет преподавателей МГУ и методического опыта школьных учителей позволяет достичь высоких результатов. В эти классы детей набирают по собеседованию.

Доцент мехмата МГУ и одновременно учитель (и выпускник) этой школы, Александр Бегунц рассказал, что у них нет цели переманить сильного ребенка в свою школу. Главная задача собеседования –  понять, подходят ли методики преподавания математики, принятые в классах при мехмате МГУ, конкретному ребенку. В этом году собеседование включает решение творческих задач. «Если человек не может решить задачу, мы даем ему подсказки, – рассказал Александр Бегунц. – Проверяем, можем ли мы установить контакт с этим ребенком. На собеседовании пытаемся понять, будет ли полезно данному школьнику то, как мы учим, подходит ли это ему. Ведь, возможно, в других условиях он может показать лучший результат».

Особенность этих классов – «выращивание» будущих ученых и исследователей, способных проявить себя в широком спектре областей знаний. Здесь в большей степени готовят «бегунов на длинную дистанцию», их не перекармливают математикой, они не должны перегореть. В 11 классе ребята должны быть на пике формы, чтобы лучшие результаты, в том числе победы в олимпиадах, были именно в последний школьный год (отметим, что практически ежегодно несколько выпускников матклассов получают 100 баллов на ЕГЭ по математике, а средний балл по матклассу приближается к 90). Для достижения таких результатов учеба в этой школе тесно связана с творческим и спортивным развитием. Здесь любят походы, а зимние и летние математические лагеря – это сочетание интересных и полезных занятий и активного отдыха. И вообще в этой школе нацелены на всестороннее развитие личности: в математических классах работают сильные учителя по гуманитарным и естественно-научным предметам.    

Особенность этих классов еще и в том, что в обучении делается ставка на коллектив. Тут работают со всем классом, сочетая индивидуальные и коллективные соревнования. Поэтому ученики матклассов активно участвуют в командных олимпиадах – математических регатах, устной командной олимпиаде по геометрии, интернет-карусели (командной олимпиаде в интернете). В школе проводят математические бои, которые состоят из олимпиадных задач. Дети делятся на команды, им раздают задания. Первую половину дня они выполняют их, а потом защищают свои решения друг перед другом. Идет математический диалог, в процессе которого можно совершенствовать решения, вместе находить ошибки.  

Учителя этой школы считают, что командные соревнования демонстрируют, что к решению задачи можно подходить с разных сторон. Это предвестник будущих университетских семинаров.

В зимних и летних математических лагерях тоже проходят спортивные и интеллектуальные  игры на сплочение коллектива. По словам Александра Бегунца, учителя ставят перед собой задачу гармоничного развития каждого школьника. «Мы считаем, что никакие результаты, никакие победы в олимпиадах не могут компенсировать негармоничное развитие. Плохо, если ребенок не умеет общаться со сверстниками, строить отношения, а, скажем, классный руководитель закрывает на это глаза. Одаренный в науке человек обязательно должен иметь и другие интересы в жизни. Тогда он будет успешным». Поэтому ученики матклассов побеждают в олимпиадах не только по математике, но и  по самым разным предметам (сейчас один школьник поедет на заключительный этап Всероссийской олимпиады по французскому языку). И поступают не только на мехмат МГУ или матфак Высшей школы экономики, но и на биофак, химфак, даже на филфак МГУ – на отделение структурной и прикладной лингвистики.

Удобно, что в этой школе, начиная с восьмого класса, существуют технологические классы, которые в десятом «превращаются» в профильные инженерные. Ребята из математического класса, которым становится тяжеловато заниматься чрезвычайно углубленной математикой, могут перейти в инженерный класс: там тоже сильная математика, но предлагается более практико-ориентированный подход, нацеленный на подготовку будущих студентов ведущих инженерных вузов.

Мнения ребят, поступивших в математические классы 171 школы

Дарья Новожилова, 9 «Н». Когда я пришла в этот класс, меня удивило, что вся школа как одна большая семья. Людей немного, и все друг друга знают. Учителя как наставники, как вторые родители для всех нас. Это невероятное чувство сплоченности всей школы.

Михаил Сёмкин, 9 «М». Мне нравится получать образование в месте, где другие ученики стремятся к изучению чего-то большего, а учителя не натаскивают на заучивание формул, но побуждают думать и расширять сознание.

Иван Чечкин, 9 «Н». Каждый день – открытие. Прекрасные дружелюбные одноклассники, помогающие разобраться с некоторыми задачами.  В этой школе учились мои брат и сестра, они очень много хорошего о ней рассказывали.

Настя Махова, 9 «Н». Такой концентрации хороших, интеллигентных людей я еще не видела: ни в прошлой школе, ни в лагерях. Учителя к нам относятся как ко взрослым, и это мне очень нравится.

Никита Пучков, 9 «Н». В прошлой школе я делал уроки на переменке и получал пятерки, здесь же надо максимально напрячься.

Кристина Тюрина, 9 «М». Зимний лагерь принес бурю эмоций абсолютно всем. Спортивные игры и занятия заставили меня заняться делом и наполнить свою жизнь красками.  Учась в такой школе, даже самый унылый станет общительным, веселым человеком с высокой целью в жизни!

Диана Астрелина, 9 «М». Пойти в 54 школу я хотела еще с первого класса – с того момента, когда туда поступила моя сестра. Я хотела попасть в эту атмосферу дружбы и взаимопонимания, всегда с удовольствием слушала ее рассказы про походы, интересные уроки и школьные посиделки.  С тех пор, как я сюда поступила, у меня закончилось время для бесполезных занятий: на всех долгих, «праздничных» выходных и каникулах школа организует увлекательные мероприятия. Я не устаю радоваться и удивляться тому, что школа продолжает эти замечательные традиции! 54 школа – одна большая дружная семья.

теги |

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


11.04.2018 Биомедицине без математики – никуда19.03.2018 Школа, в которой хочется учиться02.02.2018 Александр Пиперски: «Пока русский язык и лингвистика представлены лишь внутри «литературного творчества»15.01.2018 Каждая рыба в реке тебя поймет, если ты заговоришь по-селькупски09.01.2018 Конкурс проектных работ: можно создать мини-спутник, а можно – фильтр для очистки воды