Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


22.11.2018 Международная олимпиада по информатике: FAQ20.11.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Дамир Хусейнов06.11.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Артур Герасименко и Егор Рябов24.10.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Руслан Сапаев11.10.2018 Нам 7 лет!08.10.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Мария Журавлева04.10.2018 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год по профилям01.10.2018 «Быть дамой в информатике очень сложно»: интервью с президентом сербского национального комитета по информатике Еленой Хаджи-Пурич25.09.2018 Задания и решения муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2017-18 учебного года для подготовки19.09.2018 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год по предметам
все регионы | Математика06 августа 2018 15:51

Помочь лучшим стать еще лучше: главный тренер сборной России по математике о подготовке к международной олимпиаде

В середине июля российские школьники вернулись с Международной математической олимпиады с пятью золотыми медалями и одной серебряной. В неофициальном зачете сборная заняла второе место, уступив команде США; на третьей ступени оказался Китай, который обычно считается одним из фаворитов соревнования. Последний раз столь же успешно Россия выступала в 2010 году. О том, как изменились отбор и подготовка ребят к олимпиаде, что такое «Гробарий» и чем «славянские» задания отличаются от «азиатских», рассказал главный тренер сборной, учитель математики петербургского лицея № 239 Кирилл Сухов.

Вы предполагали, что в этом году сборная попадет в число лучших? 

В некотором смысле. В этом году нам надо было войти в топ-5. И после туров у нас было ощущение, что мы попали в четверку, но оказалось, что ребята выступили даже лучше, чем мы ожидали, и заняли второе место, хотя мы практически были уверены, что будем на третьем.

То есть, вам казалось, что на втором месте будет Китай?

Да. Но дело в том, что на международной олимпиаде сложная процедура объявления результатов: никто ничьи баллы не знает до самого конца. Поэтому мы и думали, что у Китая на пару баллов больше, чем у нас. Но стоит признать, что мы и третьим местом были бы вполне довольны на фоне прошлогоднего одиннадцатого. Да и в предыдущие годы мы были на седьмом-восьмом, что тоже нельзя назвать нормальным результатом.

Как я поняла, вы провели целую реформу подготовки к олимпиаде. Можете рассказать, что изменилось?

Во-первых, изменилась система отбора. Изначально дети у нас отбираются по результатам Всероссийской олимпиады школьников по математике. Они попадают на летние сборы, затем – на зимние, где получают баллы, и после этого складывается группа кандидатов, которые потом ездят на все оставшиеся олимпиады. В итоге мы получаем результаты четырех олимпиад: Всероссийской, Romanian Master, зимних и майских сборов, потом эти результаты складываются, и так мы отбираем ребят в сборную. Для случаев, когда у кандидатов примерно равное количество баллов, прописан алгоритм, какие результаты считать более важными. Правила всем известны, и никаких разговоров о том, что что-то сделано неправильно, после этого быть не может.

А как ребят отбирали раньше?

Раньше была более сложная схема. Проходило голосование, и тренерский совет решал: этого мы берем, этого не берем. Если исходить из того, что все всё прекрасно знают про детей, всем понятно, кто как выступит, то это голосование – более правильная вещь. Но к сожалению, в таком случае школьнику непонятна ценность каждого конкретного мероприятия. Ему неясно, что лучше: выложиться полностью на Всероссийской олимпиаде или на зимних сборах? Или, например, Вася набрал на три балла больше на одной олимпиаде, Петя – на три балла больше на другой, и что делать в таком случае? А сейчас в правилах оговорено, что важнее. Поэтому сейчас система стала проще, она избавляет от ненужных разговоров и, как мне кажется, добавляет спорта, ведь все-таки сама олимпиада – это спортивное мероприятие, надо это учитывать.

Произошли ли какие-то перемены в плане подготовки?

Мы добавили задания, которые ребята решают в течение года. Раньше у нас школьник приезжал на летние сборы, а в следующий раз мы его видели только в декабре, а потом – вообще на Всероссийской олимпиаде в апреле. То есть, получается, что между этими мероприятиями он был предоставлен сам себе. Понятно, что многие ребята занимались со своими региональными тренерами, ездили на турниры, на другие олимпиады. Но некоторые, если говорить по-простому, пинали балду, ничего не делали. А сейчас им рассылаются задания, и они, конечно, абсолютно добровольные, но они есть. Теперь у школьника нет возможности скучать: он все время на контакте с тренерским штабом, где у нас очень крутые преподаватели: Илья Богданов, Владимир Брагин, Павел Кожевников, Федор Петров, а к сборам мы привлекаем и многих других. И получается, что постоянно происходит какая-то движуха, которая погружает школьника в атмосферу подготовки: он либо выполняет задания, либо слушает разбор, либо встречается с преподавателями. Нет такого, что он приезжает на сборы, и ему надо неделю въезжать, потому что до этого он непрерывно с пацанами гонял в футбол или играл в “доту”; он все время включен в процесс и все время что-то делает. Плюс мы добавили так называемый «Гробарий», это такой конкурс по решению сложных задач, которые требуют длительных умственных усилий, они не решаются за час, а многие и за три. На школьных и городских кружках часто просто нет возможности давать такие задания. А это очень важно, ведь чтобы научиться решать сложную задачу за четыре часа, сначала надо научиться ее решать за двадцать часов. К сожалению, я бы не сказал, что наши школьники оценили этот конкурс по достоинству, но я думаю, что он еще покажет себя.

У команды получилась довольно внушительная география: Москва, Питер, Киров, Челябинск. Сложно ли тренировать сборную, когда ее участники живут в разных городах?

Абсолютно нет, если мне нужно что-то всем им рассказать, то интернет позволяет это сделать за считанные минуты. Если раньше, чтобы прочитать лекцию школьникам, мне нужно было собирать их где-нибудь, потом ехать и что-то им рассказывать, то сейчас я могу просто поставить ноутбук на полку, включить камеру и транслировать в YouTube разбор, а ребята будут смотреть, задавать в чате вопросы. При этом они получают знания в полном объеме, находясь в более комфортной среде. Кроме того, когда дети из разных мест, они занимаются у разных преподавателей и могут при встрече друг друга чему-то научить. И они постоянно встречаются; в этом году, например, помимо отборочных сборов у нас все кандидаты перед Всероссийской побывали на сборах либо в Москве, либо в Петербурге, чего раньше никогда не было, за это хочется поблагодарить организации, которые нам много помогали: Центр педагогического мастерства, образовательный центр «Сириус», Президентский лицей №239.

Как вам кажется, результат этого года – это систематическая победа, либо причина, в том числе, в удачных заданиях, к которым наши ребята оказались лучше готовы, чем участники из других стран?

Конечно, элемент случайности есть, в чем-то нам повезло. Я бы сказал, что задачи в этом году были более «славянские», чем обычно. Даже если мы посмотрим на результаты, то увидим на четвертом месте Украину, а у азиатов в этом году дела похуже. То есть, на этот раз все-таки задачи были более наши, родные…

А они как-то различаются по типажам?

У азиатов задания более технические, в них нужно больше работать руками. А у нас больше ценятся задания на «подумать». Не могу сказать, что в этот раз были какие-то совсем характерные задачи, но судя по результатам, все же что-то такое присутствовало. С другой стороны, можно было бы говорить о чистой случайности, если бы мы заняли, например, шестое место. А в нашей ситуации, уверен, сказалась работа: и наша, и школьников. Мне кажется, что наши занятия в течение года повлияли на то, как ребята решили простые задачи: там у нас почти по всем заданиям полный балл. А в конце летних сборов мы много работали над сложными задачами, в том числе, смотрели, как получить баллы, даже если не можешь их решить, что писать, что не писать.

Какая у вас была реакция, когда вы поняли, что у сборной второе место?

Мы, конечно, обрадовались, потому что думали, что будем на третьем. Пожали друг другу руки, поулыбались, написали в социальные сети, что очень классно поработали, и успокоились.

Какая у вас сдержанная радость! Я бы, наверное, праздновала потом неделю.

А что неделю праздновать? Надо уже к следующему году готовиться, работать, хорошо поработал – получился хороший результат. Конечно, было приятно: мне написали ребята, с которыми мы давно не общались, поздравили, сказали, что классно, здорово, замечательно. Безусловно, и тренерам приятно, и ребятам, и тем, кто за них болеет. Выступления трех последних лет были неудовлетворительными, этого никто не отрицает. Но в этом году вышло гораздо лучше. А дальше будем работать и посмотрим, что получится.

Какие у вас прогнозы на следующий год?

Во-первых, в следующем году у нас почти все дети будут другие, потому что в этом в сборной было пятеро одиннадцатиклассников и один десятиклассник, соответственно, только один будет старый боец, если, конечно, пройдет. А дальше все будет зависеть от того, как ребята поработают в течение года, насколько сильно будет их желание победить. С олимпиадой может сложиться по-всякому, может даже такое быть, что результаты будут принципиально хуже. Но я надеюсь, что все сложится замечательно. На самом деле, главное не место, а чтобы каждый школьник понимал, что он сделал все, что мог. Главное, чтобы мы отобрали лучших, и чтобы у каждого из них в течение года была возможность стать еще лучше. А целиться в какие-то конкретные места – это лишнее.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

12.07.2018 Российские школьники завоевали 5 золотых и серебряную медали на Международной математической олимпиаде
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


04.12.2018 Выбраться из аквариума: незрячие участники всероса – об олимпиадах, выездной школе и планах на будущее22.11.2018 Международная олимпиада по информатике: FAQ15.11.2018 Гарри Поттер и индивидуальная учебная траектория: кому и зачем поступать в школу «Летово»01.10.2018 «Быть дамой в информатике очень сложно»: интервью с президентом сербского национального комитета по информатике Еленой Хаджи-Пурич18.09.2018 Олимпиады по-словацки: интервью с тренером национальной сборной по физике Любомиром Конрадом