Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


13.08.2018 Задания и решения заключительного этапа Всероссийской олимпиады 2017/1808.08.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Иван Данилов06.08.2018 Помочь лучшим стать еще лучше: главный тренер сборной России по математике о подготовке к международной олимпиаде01.08.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Евгения Ярославцева30.07.2018 Взгляд родителей: самое интересное в рунете об олимпиадах и вокруг них. Выпуск 1825.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Дмитрий Мельников17.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Александр Аммосов10.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Алена Лиходед03.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Денис Постыка26.06.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Полина Пильгун
все регионы | Математика06 августа 2018 15:51

Помочь лучшим стать еще лучше: главный тренер сборной России по математике о подготовке к международной олимпиаде

В середине июля российские школьники вернулись с Международной математической олимпиады с пятью золотыми медалями и одной серебряной. В неофициальном зачете сборная заняла второе место, уступив команде США; на третьей ступени оказался Китай, который обычно считается одним из фаворитов соревнования. Последний раз столь же успешно Россия выступала в 2010 году. О том, как изменились отбор и подготовка ребят к олимпиаде, что такое «Гробарий» и чем «славянские» задания отличаются от «азиатских», рассказал главный тренер сборной, учитель математики петербургского лицея № 239 Кирилл Сухов.

Вы предполагали, что в этом году сборная попадет в число лучших? 

В некотором смысле. В этом году нам надо было войти в топ-5. И после туров у нас было ощущение, что мы попали в четверку, но оказалось, что ребята выступили даже лучше, чем мы ожидали, и заняли второе место, хотя мы практически были уверены, что будем на третьем.

То есть, вам казалось, что на втором месте будет Китай?

Да. Но дело в том, что на международной олимпиаде сложная процедура объявления результатов: никто ничьи баллы не знает до самого конца. Поэтому мы и думали, что у Китая на пару баллов больше, чем у нас. Но стоит признать, что мы и третьим местом были бы вполне довольны на фоне прошлогоднего одиннадцатого. Да и в предыдущие годы мы были на седьмом-восьмом, что тоже нельзя назвать нормальным результатом.

Как я поняла, вы провели целую реформу подготовки к олимпиаде. Можете рассказать, что изменилось?

Во-первых, изменилась система отбора. Изначально дети у нас отбираются по результатам Всероссийской олимпиады школьников по математике. Они попадают на летние сборы, затем – на зимние, где получают баллы, и после этого складывается группа кандидатов, которые потом ездят на все оставшиеся олимпиады. В итоге мы получаем результаты четырех олимпиад: Всероссийской, Romanian Master, зимних и майских сборов, потом эти результаты складываются, и так мы отбираем ребят в сборную. Для случаев, когда у кандидатов примерно равное количество баллов, прописан алгоритм, какие результаты считать более важными. Правила всем известны, и никаких разговоров о том, что что-то сделано неправильно, после этого быть не может.

А как ребят отбирали раньше?

Раньше была более сложная схема. Проходило голосование, и тренерский совет решал: этого мы берем, этого не берем. Если исходить из того, что все всё прекрасно знают про детей, всем понятно, кто как выступит, то это голосование – более правильная вещь. Но к сожалению, в таком случае школьнику непонятна ценность каждого конкретного мероприятия. Ему неясно, что лучше: выложиться полностью на Всероссийской олимпиаде или на зимних сборах? Или, например, Вася набрал на три балла больше на одной олимпиаде, Петя – на три балла больше на другой, и что делать в таком случае? А сейчас в правилах оговорено, что важнее. Поэтому сейчас система стала проще, она избавляет от ненужных разговоров и, как мне кажется, добавляет спорта, ведь все-таки сама олимпиада – это спортивное мероприятие, надо это учитывать.

Произошли ли какие-то перемены в плане подготовки?

Мы добавили задания, которые ребята решают в течение года. Раньше у нас школьник приезжал на летние сборы, а в следующий раз мы его видели только в декабре, а потом – вообще на Всероссийской олимпиаде в апреле. То есть, получается, что между этими мероприятиями он был предоставлен сам себе. Понятно, что многие ребята занимались со своими региональными тренерами, ездили на турниры, на другие олимпиады. Но некоторые, если говорить по-простому, пинали балду, ничего не делали. А сейчас им рассылаются задания, и они, конечно, абсолютно добровольные, но они есть. Теперь у школьника нет возможности скучать: он все время на контакте с тренерским штабом, где у нас очень крутые преподаватели: Илья Богданов, Владимир Брагин, Павел Кожевников, Федор Петров, а к сборам мы привлекаем и многих других. И получается, что постоянно происходит какая-то движуха, которая погружает школьника в атмосферу подготовки: он либо выполняет задания, либо слушает разбор, либо встречается с преподавателями. Нет такого, что он приезжает на сборы, и ему надо неделю въезжать, потому что до этого он непрерывно с пацанами гонял в футбол или играл в “доту”; он все время включен в процесс и все время что-то делает. Плюс мы добавили так называемый «Гробарий», это такой конкурс по решению сложных задач, которые требуют длительных умственных усилий, они не решаются за час, а многие и за три. На школьных и городских кружках часто просто нет возможности давать такие задания. А это очень важно, ведь чтобы научиться решать сложную задачу за четыре часа, сначала надо научиться ее решать за двадцать часов. К сожалению, я бы не сказал, что наши школьники оценили этот конкурс по достоинству, но я думаю, что он еще покажет себя.

У команды получилась довольно внушительная география: Москва, Питер, Киров, Челябинск. Сложно ли тренировать сборную, когда ее участники живут в разных городах?

Абсолютно нет, если мне нужно что-то всем им рассказать, то интернет позволяет это сделать за считанные минуты. Если раньше, чтобы прочитать лекцию школьникам, мне нужно было собирать их где-нибудь, потом ехать и что-то им рассказывать, то сейчас я могу просто поставить ноутбук на полку, включить камеру и транслировать в YouTube разбор, а ребята будут смотреть, задавать в чате вопросы. При этом они получают знания в полном объеме, находясь в более комфортной среде. Кроме того, когда дети из разных мест, они занимаются у разных преподавателей и могут при встрече друг друга чему-то научить. И они постоянно встречаются; в этом году, например, помимо отборочных сборов у нас все кандидаты перед Всероссийской побывали на сборах либо в Москве, либо в Петербурге, чего раньше никогда не было, за это хочется поблагодарить организации, которые нам много помогали: Центр педагогического мастерства, образовательный центр «Сириус», Президентский лицей №239.

Как вам кажется, результат этого года – это систематическая победа, либо причина, в том числе, в удачных заданиях, к которым наши ребята оказались лучше готовы, чем участники из других стран?

Конечно, элемент случайности есть, в чем-то нам повезло. Я бы сказал, что задачи в этом году были более «славянские», чем обычно. Даже если мы посмотрим на результаты, то увидим на четвертом месте Украину, а у азиатов в этом году дела похуже. То есть, на этот раз все-таки задачи были более наши, родные…

А они как-то различаются по типажам?

У азиатов задания более технические, в них нужно больше работать руками. А у нас больше ценятся задания на «подумать». Не могу сказать, что в этот раз были какие-то совсем характерные задачи, но судя по результатам, все же что-то такое присутствовало. С другой стороны, можно было бы говорить о чистой случайности, если бы мы заняли, например, шестое место. А в нашей ситуации, уверен, сказалась работа: и наша, и школьников. Мне кажется, что наши занятия в течение года повлияли на то, как ребята решили простые задачи: там у нас почти по всем заданиям полный балл. А в конце летних сборов мы много работали над сложными задачами, в том числе, смотрели, как получить баллы, даже если не можешь их решить, что писать, что не писать.

Какая у вас была реакция, когда вы поняли, что у сборной второе место?

Мы, конечно, обрадовались, потому что думали, что будем на третьем. Пожали друг другу руки, поулыбались, написали в социальные сети, что очень классно поработали, и успокоились.

Какая у вас сдержанная радость! Я бы, наверное, праздновала потом неделю.

А что неделю праздновать? Надо уже к следующему году готовиться, работать, хорошо поработал – получился хороший результат. Конечно, было приятно: мне написали ребята, с которыми мы давно не общались, поздравили, сказали, что классно, здорово, замечательно. Безусловно, и тренерам приятно, и ребятам, и тем, кто за них болеет. Выступления трех последних лет были неудовлетворительными, этого никто не отрицает. Но в этом году вышло гораздо лучше. А дальше будем работать и посмотрим, что получится.

Какие у вас прогнозы на следующий год?

Во-первых, в следующем году у нас почти все дети будут другие, потому что в этом в сборной было пятеро одиннадцатиклассников и один десятиклассник, соответственно, только один будет старый боец, если, конечно, пройдет. А дальше все будет зависеть от того, как ребята поработают в течение года, насколько сильно будет их желание победить. С олимпиадой может сложиться по-всякому, может даже такое быть, что результаты будут принципиально хуже. Но я надеюсь, что все сложится замечательно. На самом деле, главное не место, а чтобы каждый школьник понимал, что он сделал все, что мог. Главное, чтобы мы отобрали лучших, и чтобы у каждого из них в течение года была возможность стать еще лучше. А целиться в какие-то конкретные места – это лишнее.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

12.07.2018 Российские школьники завоевали 5 золотых и серебряную медали на Международной математической олимпиаде
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


06.08.2018 Помочь лучшим стать еще лучше: главный тренер сборной России по математике о подготовке к международной олимпиаде10.07.2018 Фотопроект «Победители Всероссийской олимпиады школьников». Алена Лиходед18.05.2018 На дачу к Пушкину и в гости к Малахитовой королеве: участники «Музеев. Парков. Усадеб» рассказывают о своих приключениях14.05.2018 Потрогали метеорит и расплавили галлий: необыкновенный урок в Минералогическом музее10.05.2018 Звериное царство в центре Москвы: за что олимпиадники так любят Зоологический музей МГУ