Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


14.05.2019 Пряники, гармошки и бешеная шуба: участники «Музеев. Парков. Усадеб» делятся впечатлениями 14.05.2019 Трансляция III Интеллектуального биатлона13.05.2019 Интеллектуальный биатлон. Советы участникам13.05.2019 Китайская головоломка: интервью с главным тренером сборной Москвы по китайскому языку19.04.2019 Расписание международных олимпиад в 2019 году15.04.2019 Музей минералогии приходит в школу21.03.2019 «Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе20.03.2019 Микробиология и физиология растений – это нескучно! В Москве состоялся третий Биомедицинский праздник27.02.2019 Настоящий учитель – это тот, кто подобен Борису Гейдману18.02.2019 «Доминошки», «Путаница», «Танграм»: участники Матпраздника рассказывают об олимпиаде и лучших играх
все регионы | предметов: 3
БиологияФизикаХимия
27 декабря 2018 15:48

Новосибирск — Москва — Габороне: интервью с победителем естественнонаучной олимпиады юниоров

В этом году с естественнонаучной олимпиады юниоров российские школьники привезли шесть медалей, но лишь одна из них оказалась золотой. С ее обладателем, учеником школы «Летово» Даниилом Житовым, мы поговорили о том, чем удивила Ботсвана, почему простые задания — не залог победы, а также сложно ли в девятом классе жить вдали от родителей.

Давай начнем с естественнонаучной олимпиады. Расскажи, как ты на нее попал?

Все началось в седьмом классе, когда я пошел на олимпиаду Максвелла по физике и стал призером, потом участвовал в ней же в восьмом классе – стал победителем, меня пригласили на учебно-тренировочные сборы в Физтехе. В процессе у нас было много лекций, а в конце мы прошли несколько отборов, и в результате остались шесть человек, которые и попали в сборную.

Отбор по формату напоминал олимпиаду?

Да, наши руководители старались сделать задания более-менее похожими на олимпиадные, у нас тоже было три тура: теоретический, тестовый и экспериментальный. В первую очередь, на сборах проверялось, как быстро мы можем усваивать информацию, которую нам рассказали незадолго до этого. На олимпиаде этот навык очень важен, потому что время ограничено, нужно быстро вникать в условия и решать задачи.

Ты ожидал, что попадешь в сборную?

Полной уверенности не было: в июне я был восьмым из 30, на августовских сборах — третьим, а в октябре первые два тура мне настолько хорошо дались, что мой отрыв от седьмого места составлял восемь баллов. Тогда я и понял, что мои шансы попасть в сборную очень велики, но все равно волновался: никогда не знаешь, что будет в заданиях и сможешь их решить или нет.

То есть отчасти тут играет роль везение?

Да, и на отборе, и на самой олимпиаде, конечно, важнее всего знания, но и удача нужна. Например, в этом году мы с моими сокомандниками потеряли баллы из-за того, что где-то невнимательно прочли условия или ошиблись, когда считали на калькуляторе. Думаю, виновато волнение и какие-то ошибки, которые можно объединить фразой «не повезло».

В этом году естественнонаучная олимпиада проходила в Ботсване. Какие у тебя остались впечатления от этого места, что удивило больше всего?

Во-первых, конечно, жара; в той же ЮАР было гораздо прохладнее, казалось, что погода такая же, как и в обычный летний день в Москве или в Новосибирске. Во-вторых, удивила природа и особенно животные: видеть в декабре всех этих африканских зверей так близко как минимум непривычно. Например, когда мы вышли из аэропорта, увидели буквально в 30 метрах дерево, по которому лазят обезьяны. Отель, где мы жили, представлял собой группу домиков на большом свободном пространстве, и там гуляли павлины. А других животных мы видели на экскурсиях в заповедниках и парках. И еще меня, конечно, удивило то, что организация олимпиады была так себе для мероприятия подобного уровня: перед экскурсиями и турами нам приходилось очень долго ждать автобусы. Например, перед практическим туром они задержались на полтора часа.

Это мешало сосредоточиться?

В принципе, нет, просто было немножко неприятно. Не думаю, что это повлияло на наши результаты.

Как бы ты оценил задания олимпиады?

Сборную России всегда готовят с большим запасом, который идет на сложность материала: нам рассказывают значительно больше, чем нужно к олимпиаде. Мне кажется, что задания на этот раз были проще, чем в прошлые годы, из-за этой простоты мы как раз и теряли баллы. Как говорит один из наших руководителей, «баллы России на межнаре – это инвариант», потому что какая-то часть баллов стабильно теряется из-за невнимательности. А с учетом того, что некоторые другие команды при тренировке делают упор на массовое решение простых задач, у них подобных «невезучих» ошибок меньше. В большинстве своем такой подход распространен в азиатских странах, поэтому все «золото», кроме моего, взяли участники из Азии. Впрочем, я из Новосибирска, так что тоже частично азиат!

Расскажи, пожалуйста, как и когда началось твое увлечение олимпиадами?

В самом начале учебы, но до 6-7 класса это были олимпиады очень низкого уровня, максимум – город. Потом был 7 класс, когда я неожиданно для себя прошел сначала на городской этап олимпиады по физике, а потом – на региональный. Также мне повезло пройти в финал олимпиады Максвелла, причем до апелляции у меня было 46 баллов, а на пересмотре экспериментальных работ мне добавили еще один. И оказалось, что в том году проходной был ровно 47 баллов! Затем в «Сириусе» у меня появилась хорошая возможность готовиться к соревнованиям, так что после этого я очень успешно выступил на олимпиаде Максвелла, и дальше у меня все так замечательно сложилось с естественнонаучной олимпиадой. А в этом году еще все впереди, я участвую в трех регионах: физика, химия, информатика. Посмотрим, что получится.

Тем не менее, для тебя все же физика остается на первом месте?

Конечно, изначально я ходил только на олимпиады по физике, но на естественнонаучной олимпиаде меня заинтересовала химия, и сейчас к ней я, возможно, даже готовлюсь больше, потому что мой уровень тут все-таки пониже. Так что я пытаюсь его поднять и выйти в финал и по химии тоже.

До этого года ты жил в Новосибирске, сейчас учишься в московской школе «Летово». Чье это было решение? Ты сам узнал о такой возможности и агитировал родителей или наоборот?

Наверное, в ноябре прошлого года я наткнулся на рекламу «Летово» и подумал, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой, что это какой-то обман, и забил. Потом про эту школу маме рассказали коллеги на работе, и мы все же решили отправить заявку. В итоге в конце марта прошли собеседование, потом еще одно, и вот я здесь. Основной причиной поступления в «Летово» стало то, что эта школа на порядок лучше той, в которой я учился в Новосибирске. Кроме того, это московская школа, а я уже в 8 классе понимал, что Москва платит премии за места на межнарах и всеросах, и думал, что все-таки лучше быть тут на случай, если все получится с естественнонаучной олимпиадой. Вообще я считаю, что это несправедливо: в одних регионах олимпиадникам платят премии, в других – нет. Например, за свои успехи в Новосибирске я ничего не получал. Возможно, за международную олимпиаду что-то бы и было, но явно меньше, чем в Москве.

Сложно ли тебе было решиться на переезд? Были ли какие-то опасения по этому поводу?

Особо нет. К тому моменту, как мы приняли окончательное решение по поводу «Летово», я уже трижды съездил в «Сириус», без проблем жил там. И жизнь тут (тем более, с наставниками) не сложнее, поэтому никаких страхов не было и я быстро привык.

Что тебе больше всего нравится в учебе?

То, что сами учителя заинтересованы своим предметом и поддерживают учеников в их начинаниях. Когда перед последними октябрьскими сборами я подошел к своему учителю физики Георгию Звиадовичу Арабули и попросил его рассказать какие-то темы, которые я недопонял или просто еще не прошел, он с радостью объяснил мне все, что я хотел узнать. Мне кажется, самое важное то, что учителям тут нравятся их предметы и они любят о них рассказывать.

У тебя уже есть понимание того, чем бы ты хотел заниматься в будущем, во «взрослой» жизни?

Сейчас я представляю себе только два основных варианта: либо наука, либо IT. То есть, для начала я в любом случае пойду в вуз, если в России – то только на Физтех, а если за границей – то пока не знаю, и уже после окончания университета смогу действительно разобраться в том, насколько мне интересна современная наука. Сейчас меня, конечно, увлекают олимпиады, но надо понимать, что они все-таки очень далеки от науки. Для меня это скорее спорт, в котором, в основном, все зависит от твоих усилий.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

10.12.2018 Сборная России завоевала шесть медалей на Международной естественнонаучной олимпиаде в Ботсване
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


14.05.2019 Пряники, гармошки и бешеная шуба: участники «Музеев. Парков. Усадеб» делятся впечатлениями 13.05.2019 Китайская головоломка: интервью с главным тренером сборной Москвы по китайскому языку21.03.2019 «Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе18.02.2019 «Доминошки», «Путаница», «Танграм»: участники Матпраздника рассказывают об олимпиаде и лучших играх12.02.2019 «Сорок детей водили хоровод»: любимые задачи организаторов Матпраздника