Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


15.04.2019 Музей минералогии приходит в школу21.03.2019 «Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе20.03.2019 Микробиология и физиология растений – это нескучно! В Москве состоялся третий Биомедицинский праздник27.02.2019 Настоящий учитель – это тот, кто подобен Борису Гейдману18.02.2019 «Доминошки», «Путаница», «Танграм»: участники Матпраздника рассказывают об олимпиаде и лучших играх17.02.2019 XXX Математический праздник – фото и впечатления участников12.02.2019 «Сорок детей водили хоровод»: любимые задачи организаторов Матпраздника24.01.2019 «Фраза «Ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей»: призер межнара по физике Александра Васильева – о женщинах в точных науках28.12.2018 Итоги 2018 года27.12.2018 Новосибирск — Москва — Габороне: интервью с победителем естественнонаучной олимпиады юниоров
все регионы | Физика24 января 2019 17:19

«Фраза «Ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей»: призер межнара по физике Александра Васильева – о женщинах в точных науках

Несмотря на то, что в школах мальчикам и девочкам преподают одни и те же предметы, в итоге на направления, связанные с точными науками, поступает гораздо больше парней, они же чаще добиваются успехов в этих дисциплинах. Одна из весомых причин такого дисбаланса – существующие в обществе стереотипы. О том, сложно ли быть девушкой-физиком, с какими трудностями можно столкнуться на пути к высоким целям и как их преодолеть, мы поговорили с победительницей естественнонаучной олимпиады юниоров (2010), серебряным призером международной физической олимпиады (2012) Александрой Васильевой.

 

С чего и когда началось ваше увлечение физикой?

В начале 7 класса, когда я перешла в Лицей «Вторая школа». Мне невероятно повезло с учителями, особенно с преподавателем физики, Александром Рафаиловичем Зильберманом. В первую очередь благодаря ему я и заинтересовалась предметом – и сама не заметила, как стала ходить на олимпиады и читать книги вроде «Краткой истории времени»  или  «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Благодаря олимпиадному движению я все время занималась на кружках и посещала школы по олимпиадной физике. Особенно активно вся эта деятельность развернулась после девятого класса, когда я начала выступать на всероссийских, а потом и международных соревнованиях.

Международная физическая олимпиада (2012), на которой Александра получила «серебро»

А в школе вы увлекались чем-то помимо физики? Может быть, ходили на какие-нибудь кружки?

Меня всегда увлекали путешествия, иностранные языки и книги. Например, с 7 по 11 класс я работала над нашим лицейским журналом. Олимпиады органично вписывались в мои хобби – во время соревнований я видела удивительные места (Индия, Нигерия, Индонезия и многие другие страны) под своеобразным углом, путешествуя с интересными людьми со всего света.

Расскажите, пожалуйста, про свою первую серьезную олимпиаду. В каком классе она была, какие остались впечатления?

Одной из самых запоминающихся для меня стала международная естественнонаучная олимпиада юниоров в 2010 году в Нигерии. Это соревнование проводится сразу по трем предметам – физике, химии и биологии, и по комбинации дисциплин соответствует моей текущей области работы – биомедицинской инженерии. Я получила золотую медаль в личном зачете, а также «серебро» в командном экспериментальном соревновании. Это был потрясающе интересный опыт, который во многом мотивировал меня продолжать заниматься олимпиадами.

Как я понимаю, в заключительном этапе Всероссийской олимпиады вы участвовали трижды?

Да, с 9 по 11 класс.

И какое, по вашим наблюдениям, у физиков примерно было соотношение девочек-мальчиков среди участников?

Сложно сказать… Тогда я не обращала на это внимания, потому что мне очень повезло с людьми, которые меня окружали, и мне не казалось, что быть девочкой в физике – это из ряда вон выходящее явление. Достоверно я помню что-то про это только начиная с межнаров, где я всегда была единственной девочкой в команде.

Как вам кажется, бывало ли такое, что соперники или преподаватели недооценивали ваши знания из-за стандартных представлений о том, что физики – в основном, мужчины?

Нет, на международных соревнованиях такого никогда не случалось. Во-первых, на серьезных олимпиадах всегда очень хорошая атмосфера, никакого предубеждения. Во-вторых, у российской сборной сильная репутация: неважно, девочка ты или мальчик, никто тебя недооценивать не будет. Негатива было очень мало, и в основном он был раньше, на этапах отбора или просто в жизни.

Например?

Я до сих пор помню члена жюри большой олимпиады, который на апелляции поднял мне балл (который почему-то мне не проставили за полностью верно решенную задачу) со словами, что «в команде нужны девочки». Намеки на то, что я не заслужила свое место в сборной, попадались мне очень редко – в конце концов, баллы за многочисленные этапы отбора открыты, и я надеюсь, что медали на олимпиадах подтвердили мой уровень; однако этот случай был самым неприятным моим столкновением с предвзятым отношением. Иногда ко мне относились с уважением, но при этом так, как будто я исключение: мол, да, я девушка в физике, но это единичный случай, который не доказывает, что женщины в науках равны мужчинам. И это тоже было очень неприятно, потому что я не исключение, я обычный человек, который много учился, чтобы достичь таких результатов.

Но я бы не хотела отпугнуть девочек, которые боятся предубеждения в точных науках – да, оно есть, но его мало; и чем дальше ты движешься в учебе и науке, тем реже оно будет встречаться. Обычно если кто-то и обращал внимание на то, что я девушка, то скорее в положительном свете – что я учусь физике вопреки каким-то старым стереотипам (чаще «Ого, класс!», чем «А что ты здесь делаешь?»). А в последнее время, когда я начала работать в научных лабораториях, даже это начало сходить на нет. Никто не акцентирует внимания на том, что я женщина – я просто студент биомедицинской инженерии.

Где вы сейчас учитесь?

После бакалавриата и магистратуры в Московском физико-техническом институте я поступила в Университет Оксфорда на специальность «Инженерная наука», занимаюсь методами направленной доставки лекарств в организме.

И на вашем факультете парней также больше?

Да. Точных цифр я не знаю, но как мне показалось на вводной лекции, девушки составляли около четверти или пятой части аудитории. Хотя конкретно в моей лаборатории ситуация получше: девушек около половины, и моя научная руководительница – женщина.

Как вам кажется, почему и сегодня сохраняется такой дисбаланс в соотношении мужчин и женщин в точных науках?

Мне кажется, что проблемы с предубеждением против девушек в этих дисциплинах начинаются очень рано: на уровне семьи, школы, укоренившихся моделей поведения. Мы, к счастью, прошли те этапы, когда женщинам не выдавали дипломы в университетах или еще как-то мешали заниматься наукой, фразы про «неженское дело» почти исчезли, но обществу нужно время, чтобы избавиться от стереотипов, которые направляют девочек при выборе профессии на самых ранних этапах. Девочки с детства окружены огромным количеством людей, и для того, чтобы им хотя бы пришло в голову попробовать точные науки, нужно, чтобы они чувствовали, что их примут. Мне повезло, моя семья поддержала бы любой мой выбор, но фраза «ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей. Дети видят неравенство, которое существует сейчас – и в реальной жизни, и в книгах и фильмах, где они могли бы искать женщин, с которых брать пример, – и либо даже не задумываются про «сложные мужские науки», либо боятся предвзятого отношения.

Сейчас на существующее в обществе неравенство обращают внимание, это наконец осознали как проблему; однако мало просто сказать, что теперь все равны и все отлично. Нужно, чтобы количество женщин в точных науках выросло и это стало чем-то естественным. Ситуация по-настоящему улучшится только тогда, когда уйдет любое предубеждение, неравенство в служебных позициях, в размерах зарплат, отношении – другими словами, когда никто с точки зрения работы даже не будет задумываться о том, какого ты пола.

А какие конкретные шаги, по вашему мнению, можно предпринять, чтобы что-то изменить? Может быть, нужны какие-то реформы на государственном уровне?

Подобные проблемы не решаются просто внешним вмешательством, более того, слишком жесткие искусственные меры по привлечению женщин в точные науки могут и навредить. Например, введение «обратного неравенства», привилегий для женщин в каких-то дисциплинах, по моему опыту, чаще вызывают негативную реакцию: это как бы служит подтверждением того, что им нужна дополнительная поддержка и, следовательно, им тут не место. Важно помогать женщинам, при этом не вызывая комментариев про то, что они якобы занимают позиции, которые по праву принадлежат мужчинам, исключительно из-за «моды на равенство». К сожалению, это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Примером удачных мер мне кажутся дополнительные стипендии для женщин в традиционно мужских дисциплинах.

Важную роль играет отношение к вопросу родителей и учителей. Если бы они осознавали, что способности не зависят от пола, и воспитывали детей соответственно, то проблемы бы не существовало, неравенству было бы просто неоткуда взяться. К сожалению, как мы видим, жизнь так не работает. Поэтому на уровне школ было бы здорово организовать какие-нибудь научные мероприятия, нацеленные на девочек, чтобы с раннего возраста показывать детям возможности выбора. Наконец, важно просто выражать положительное отношение к девочкам со стороны школ и вузов. Важно давать детям положительные ролевые модели, как в реальной жизни, так и в книгах и кино.

Александра Васильева: «С ребятами из сборной связь сохранилась и сейчас: с кем-то изредка вижусь и списываюсь, с кем-то мы до сих пор хорошие друзья».

Что бы вы посоветовали девочкам, которые мечтают заниматься физикой?

Я бы посоветовала ничего не бояться. Неважно, что тебе нравится – хоть квантовая физика, хоть кулинария – везде будут стереотипы, но никогда не надо переживать о том, соответствуешь ты им или нет. Нельзя думать, что то, что ты девочка, вообще на что-то влияет. Нельзя позволять окружающим убеждать тебя в этом. Надо просто заниматься тем, что нравится; тогда через какое-то время ты поймешь, что у тебя увлекательная работа и ты окружена интересными людьми, которые не будут ставить под вопрос твое место в мире.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


21.03.2019 «Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе18.02.2019 «Доминошки», «Путаница», «Танграм»: участники Матпраздника рассказывают об олимпиаде и лучших играх12.02.2019 «Сорок детей водили хоровод»: любимые задачи организаторов Матпраздника24.01.2019 «Фраза «Ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей»: призер межнара по физике Александра Васильева – о женщинах в точных науках27.12.2018 Новосибирск — Москва — Габороне: интервью с победителем естественнонаучной олимпиады юниоров