Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


15.04.2019 Музей минералогии приходит в школу21.03.2019 «Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе20.03.2019 Микробиология и физиология растений – это нескучно! В Москве состоялся третий Биомедицинский праздник27.02.2019 Настоящий учитель – это тот, кто подобен Борису Гейдману18.02.2019 «Доминошки», «Путаница», «Танграм»: участники Матпраздника рассказывают об олимпиаде и лучших играх17.02.2019 XXX Математический праздник – фото и впечатления участников12.02.2019 «Сорок детей водили хоровод»: любимые задачи организаторов Матпраздника24.01.2019 «Фраза «Ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей»: призер межнара по физике Александра Васильева – о женщинах в точных науках28.12.2018 Итоги 2018 года27.12.2018 Новосибирск — Москва — Габороне: интервью с победителем естественнонаучной олимпиады юниоров
все регионы | предметов: 4
ИнформатикаИскусствоМатематикаХимия
21 марта 2019 16:20

«Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе

Как правило, среди тренеров, которые готовят ребят к олимпиадам, много людей, которые сами в прошлом участвовали в соревнованиях и добивались высоких результатов. Для некоторых это «прошлое» закончилось совсем недавно. Мы расспросили молодых преподавателей о том, сложно ли заниматься с учениками, которые лишь на пару лет младше них, какие «фишки» они используют на своих уроках и в чем их преимущества по сравнению с более опытными коллегами.

Юрий Андреев

студент 5 курса факультета фундаментальной медицины МГУ

Олимпиадные достижения:

золотая медаль Международной химической олимпиады;

двукратный победитель Всероссийской олимпиады по химии;

золотая медаль Менделеевской олимпиады.

Кого и где учит:

Я занимаюсь подготовкой команды Москвы к Всероссийской олимпиаде школьников со второго курса, с третьего – участвую в образовательных сменах центра «Сириус», где мы работаем с детьми со всей России.

О том, как все начиналось:

Я один из немногих, кто выступал на Международной химической олимпиаде и ушел не в химию, а в медицину. У меня есть огромный интерес именно к биохимии, и мне очень нравится ее рассказывать, я как бы ведущий специалист в этой стезе олимпиадной химии, если можно так сказать. Когда я был на втором курсе, руководитель сборной Москвы попросил меня провести занятие, потом еще одно, так все и началось. Занятия проходили по воскресеньям в химическом лицее №1303; я, будучи школьником, ходил на такие же, слушал, а теперь вот сам преподаю. Мне кажется, преемственность – это вообще самое главное у нас в олимпиадной среде, особенно в Москве. Олимпиадникам проще преподавать именно олимпиадникам, потому что ты очень хорошо понимаешь, что именно этим детям нужно, а что – нет.

О занятиях:

В олимпиадной химии многое построено на решении задач. Обычно занятие проходит так: сначала дается какой-то блок теории, потом задаешь вопросы в зал, чтобы понять, насколько материал усвоился, а затем можно как раз переходить к задачам, обсуждать какие-то вопросы и темы, которые уже в них заложены.

Мы сами, когда были школьниками, все время делились друг с другом какими-то идеями, что-то рассказывали, поэтому рассказывать ребятам, которые чуть помладше меня, с самого начала было несильно сложно, а постепенно еще и опыт поднабрался.

Об отношениях с учениками:

Мне кажется, я немного по-другому выстраиваю отношения с детьми, нежели старшие педагоги, хотя, как правило, олимпиадные тренеры все молодые, чуть старше меня. Тем не менее, думаю, мне более понятны какие-то современные тенденции из интернета, это помогает налаживать коммуникации. Например, те же мемы бывают очень полезны: некоторые химические явления здорово описываются картиночками из интернета. Как правило, такие объяснения еще и всегда хорошо воспринимаются.

Об общении:

Я будущий доктор, работаю, в том числе, на «скорой помощи» и много рассказываю про свою работу, а после занятий ко мне часто подходят и расспрашивают про медицину или про какие-то более биологические вещи, которые не вписываются именно в подготовку по химии. Это и понятно: примерно 20% олимпиадников хотят в медицинские институты. У меня было так же: в 9 классе я хотел стать призером всероса, чтобы поступить без экзаменов на свой факультет. А потом понеслось!

Об успехах учеников:

У меня в образовательном центре «Сириус» был отряд, с которым я работал максимально плотно. Эти дети на момент поездки еще не имели никаких олимпиадных достижений, а сейчас многие из них – призеры Всероссийской олимпиады, причем они заняли очень высокие места, и сейчас мы в том числе с ними работаем с прицелом на международные олимпиады. Это очень клево.

О педагогическом опыте:

Я искренне уверен в том, что у меня очень неплохо получается вести занятия. А коммуникативные навыки в принципе всегда полезно повышать, потому что всем постоянно нужно что-то объяснять. К тому же, вполне возможно, что когда-нибудь в будущем я решу преподавать дисциплины, связанные с моей медицинской специальностью.

Мария Дмитриева

студентка 2 курса математического факультета Высшей школы экономики

Олимпиадные достижения:

победительница Женской европейской олимпиады;

двукратная победительница ВОШ по математике.

Кому и где преподает:

Я преподаю математику в Центре педагогического мастерства в группе 10-1, это первая, более сильная группа 10 класса. Так как я учусь и у меня регулярно вечером какие-то занятия, прихожу туда раз в неделю.

О том, как все начиналось:

Центр педагогического мастерства трижды в год проводит сборы: летние, осенние и весенние. В конце 11 класса я написала Алексею Александровичу Пономареву с вопросом, как туда попасть, и он сказал, чтобы я приезжала. До этого я была там в качестве участника, а теперь помогала тренерам, принимала задачи. Потом мне предложили работать в кружке в течение года, и я была очень счастлива. С тех пор веду занятия там.

О занятиях:

Поскольку я третий преподаватель и появляюсь только раз в неделю, основная работа не на мне, я скорее на подхвате. Я веду занятия в группе у моего младшего брата, и мы все время шутим про то, что у нас коррупция, хотя на самом деле, конечно, никакой! Зато я могу узнать его мнение, чаще всего консультируюсь с ним по листкам, он мне может сказать, например, что это была «жесть какая-то». А я ему отвечаю, что нет, «нормальный листок, что ты».

Преподавание олимпиадной математики как раз строится на системе листков, ее еще называют системой Константинова: у вас есть наборы задач, вам нужно их решать, а потом часть из них разбирается. И составлять листки – это самое сложное, потому что для этого нужно прорешать все эти задачи, а они бывают очень сложными. И чем более продвинутая группа, тем сложнее, потому что ты должен уметь решать лучше, чем ученики. Поэтому на составление листков иногда приходится тратить очень много времени и сил.

Все остальное не так трудно: принимать задачи может кто угодно, если он их умеет решать или даже просто обладает достаточной грамотностью. Чтобы разбирать задачи, тоже нужно просто знать решение и донести его до слушателей. А с дисциплиной вообще никогда проблем нет, потому что все уже замотивированы.

Об отношениях с учениками:

Средний возраст преподавателей в ЦПМ – лет 25, это правда очень мало, поэтому нельзя сказать, что я сильно моложе и как-то по-другому общаюсь с ребятами. У меня есть сокращенная дистанция, но скорее из-за того, что в моей группе учится брат и мне очень нравится проводить время с его друзьями, его компания мне больше по душе, чем моя в том же возрасте. У меня тоже было много замечательных людей вокруг, но таких теплых отношений складывалось меньше.

Так что с кем-то из ребят я общаюсь ближе, чем мои коллеги, и если Владимира Алексеевича Брагина все зовут «Владимир Алексеевич», то ко мне многие обращаются «Маша».

О подходе:

У всех людей, которые разбираются в математике, есть свои представления о том, как она устроена, какие темы важные, какие – нет. Владимир Алексеевич про мои листки часто говорит, что они ему нравятся, но он бы сделал не так. И это позитивная характеристика, это значит, что у тебя взгляд с другого угла, что ты смотришь по-другому. Поэтому с одной стороны, я – действительно лишние руки, которые никогда не помешают, с другой, лишние руки в этом случае – это свое видение, что-то ценное.

Об успехах учеников:

Я преподаю в сильной группе в Хамовниках, у этих детей много дипломов всероса. Говорить, что я горжусь их результатами, не совсем корректно, ведь с ними много кто занимается. Кроме того, они сами по себе сильные, а еще учатся в хороших школах и много чего делают самостоятельно. Конечно, они делают успехи, но не потому, что это мои дети. С другими преподавателями у них были бы более-менее аналогичные результаты.

Об опыте преподавания:

Эта работа мне очень нравится. Во-первых, я безумно люблю наш преподавательский коллектив и считаю, что это вообще лучшая компания людей, которую я когда-либо встречала, они горят идеями, постоянно учатся и всегда поддерживают детей. Очень горжусь тем, что я часть этой системы. Во-вторых, благодаря работе я поняла, что на самом деле люблю детей, хотя раньше думала, что терпеть не могу.

О будущем:

Пока не знаю, пригодится ли мне этот опыт или нет. Я про свое самоопределение думаю довольно много, и раньше мне казалось, что я не буду заниматься математикой, а уйду в какие-нибудь финансы или консалтинг, но сейчас понимаю, что преподавание и наука – это сфера, в которой я, возможно, найду себя. Но пока не уверена в этом до конца.

Валерия Харитонова

студентка второго курса Высшей школы экономики, программа «История искусств»

Олимпиадные достижения:

двукратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по МХК.

Кому и где преподает:

Я работаю в Ассоциации победителей олимпиад. Сейчас я, в основном, составляю различные методические планы по истории искусств, а также периодически провожу интенсивы по подготовке к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады, экскурсии и семинары. Еще я скоро буду вести занятия в Центре педагогического мастерства и помогать Александру Демидову с 7-8 классами, но постоянной группы у меня в этом учебном году нет.

Как все начиналось:

Все вышло совершенно случайно: после школы я увидела объявление Ассоциации победителей олимпиад, пришла на собеседование, прошла его и стала частью команды.

В прошлом году я на постоянной основе вела группы в двух школах, и, конечно, на первых занятиях мне было страшновато, я волновалась. И это нормально: когда выступаешь перед публикой, всегда немножко волнуешься, как бы ни был уверен в материале. К тому же, ученики – это новая ответственность, ты не можешь им соврать, а если соврал, то нужно набраться смелости и сказать, что «я перепутал, простите, на самом деле все так-то».
У нас на занятиях как-то все очень быстро срослось: на первом еще нервничаешь, что-то путаешь иногда, но уже к концу вы находите общий язык и дальше все идет как по маслу.

Об авторитете:

Так сложилось, что меня с самого начала все спокойно воспринимали, никогда никаких проблем не возникало. Когда приходишь впервые на урок, представляешься и говоришь: “Я победитель того-то и того-то, учусь там-то на бюджете”, тут все вопросы отпадают и тебя слушают. Твой статус сразу понятен. Неважно, сколько тебе лет, ты уже чего-то достиг. К тому же, твоя задача не поучать детей, а научить, просто помочь. И они воспринимают тебя во многом как друга. Это, мне кажется, и хорошо.

О программе занятий:

До начала заключительного этапа ВОШ проходит около двадцати занятий, соответственно, их надо распределить от Древнего мира до 21 века. На одни темы дается больше времени, на другие – меньше, при этом в первую очередь учитывается, какие из них более популярны на олимпиаде.

Детям всегда очень нравится 20 век, потому что для них это вроде бы и близко, но при этом непонятно, часто для них это нечто взрывающее мозг, разбираться в каких-то процессах того времени им бывает сложно, но интересно.

Об отношениях с учениками:

У нас с ребятами общение 24/7: мы всегда очень за них переживаем, спрашиваем, как у них дела с олимпиадой, может, что-то непонятно. Рассказываем им, как преодолеть волнение, как себя вести во время соревнования. У нас есть беседа в контакте с каждым классом, мы разговариваем там. Периодически мне пишут ребята, у которых я даже не веду, и просят что-то посоветовать по конкретным областям.

А еще мы постоянно делимся друг с другом какими-то событиями, которые даже необязательно связаны с нашими занятиями: просто какие-то интересные выставки, открытые лекции и семинары.

Об атмосфере на занятиях:

На уроках мы с ребятами можем посмеяться над какими-то шутками, я им рассказываю случаи из своей олимпиадной жизни, которые могут помочь. Мне кажется, у нас с ними немножко ближе контакт, потому что нет дистанции «учитель – ученик», ты, прежде всего, именно друг. Думаю, детям проще задать тебе вопрос, проще сказать, что им что-то непонятно. Наш авторитет строится исключительно на нашей эрудиции, на том, что мы можем им рассказать что-то полезное и интересное. С этой точки зрения им с нами намного комфортнее.

Об успехах учеников:

В прошлом году три девочки, с которыми я занималась, стали призерами регионального этапа. А в этом у меня нет постоянной группы, поэтому и судить об успехах мне сложновато. Но есть ребята, которые занимались, в том числе, и у меня, и стали победителями и призерами регионального этапа, прошли в заключительный.

Об опыте преподавания:

Для меня работа стала даже первоочередной нагрузкой, она формирует мою жизнь. Я в принципе очень деятельный человек, хочу заниматься чем-то помимо учебы в университете, и преподавание дает такую возможность.

Более того, в Ассоциации победителей олимпиад я не только преподаю, но и делаю какие-то свои проекты, снимаю видео, например, о подготовке к региональному и муниципальному этапам; это стало для меня площадкой реализации.

О будущем:

Я не стремлюсь оставаться в образовании, но общение с другими людьми и организаторские навыки – такой скилл, который поможет везде. Хороший преподаватель может найти подход почти к любому ученику, заинтересовать его, и это полезно в любой сфере деятельности.

Максим Деб-Натх

Студент первого курса факультета компьютерных наук ВШЭ

Олимпиадные достижения:

дважды призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике;

победитель Московской олимпиады школьников по информатике;

призер Открытой олимпиады школьников по программированию.

Кому и где преподает:

Я преподаю олимпиадную информатику группе школьников 10 класса (но также в ней есть и 9- и 11-классники) в Центре педагогического мастерства.

Как все начиналось:

Первый опыт преподавания был у меня в середине одиннадцатого класса, когда меня пригласили ассистировать на московских осенних сборах для младших школьников. А после выпуска из школы я продолжил участвовать и в летних сборах. Тогда-то тренер сборной Москвы по информатике Елена Владимировна Андреева и предложила мне вести кружок в Хамовниках. Это не казалось чем-то странным, так как на всех кружках и сборах к олимпиадам, которые я посещал во время учебы, занятия часто вели студенты, опытные бывшие участники школьных олимпиад.

Конечно, на первых занятиях было сложно, потому что неясно, с чего начать. Однако с этой проблемой помогло справиться общение с людьми, которые уже имели опыт преподавания. Наверное, большой проблемой для меня было здраво оценить уровень учеников, из-за чего некоторые темы в начале учебного года я рассказал слишком сжато.

Об общении с учениками:

С учениками мы, конечно, общаемся, они не стесняются писать, если что-то было непонятно, кто-то подходит с вопросами про участие в олимпиадах, поступление и мой опыт учебы в вузе. Мне кажется, что общение школьников со мной менее формально, чем с моими более старшими коллегами, Во многом мы общаемся на равных, из-за чего, по моему мнению, им проще усваивать материал: например, они не стесняются лишний раз переспросить, если что-то вдруг не поняли.

Об успехах учеников:

Некоторые из моих учеников уже вышли на заключительный этап Всероссийской олимпиады, остальные – стали призерами регионального этапа или других олимпиад. Не могу, конечно, заявлять, что их достижения – лично моя заслуга, это не так, результат участников складывается из их трудолюбия и работы многих преподавателей. Но я уверен, что мои занятия помогли им в освоении материала.

Об опыте преподавания:

Я считаю, что, преподавая на кружке, я действительно помогаю своим ученикам. Когда я был школьником, некоторые темы в лекциях моих преподавателей казались мне недостаточно раскрытыми. Эти наблюдения, как мне кажется, помогают мне рассказывать эти темы более подробно и понятно. Также я и сам начинаю глубже их понимать.

Кроме того, на занятиях я тренирую умение понятно, красиво и грамотно излагать мысли, это, я считаю, очень ценный навык.

теги |

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


21.03.2019 «Олимпиадникам проще преподавать олимпиадникам»: молодые тренеры рассказывают о своей работе18.02.2019 «Доминошки», «Путаница», «Танграм»: участники Матпраздника рассказывают об олимпиаде и лучших играх12.02.2019 «Сорок детей водили хоровод»: любимые задачи организаторов Матпраздника24.01.2019 «Фраза «Ты же девочка» еще не ушла из лексикона всех родителей»: призер межнара по физике Александра Васильева – о женщинах в точных науках27.12.2018 Новосибирск — Москва — Габороне: интервью с победителем естественнонаучной олимпиады юниоров